Техника речи на индивидуальных логопедических занятиях со взрослыми.

Техника устной речи — набор практических навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приёмами эффективной реализации устной речи как средства общения.

Практические навыки — компоненты техники речи — реализуются в периферическом отделе речевого аппарата, который представлен дыхательным, голосовым и артикуляционным отделами.

Основная цель использования техники речи на логопедическом занятии - улучшение устной речи в повседневной жизни без утраты её естественного звучания.

Овладение и совершенствование техникой устной речи предполагает:

  • усвоение диафрагмального типа дыхания;
  • приобретение навыков рациональной голосоподачи;
  • активизацию работы мышц артикуляционного аппарата;
  • изменение темпо-ритмической организации речи;
  • синтагмирование и паузирование речи;
  • интонационное оформление устного высказывания.

Перечисленные практические навыки положительно влияют на естественное звучание речи. Техника речи используется только на логопедическом занятии.

Диафрагмальное дыхание -  участие мышц диафрагмы в виде движений передней брюшной стенки на вдохе и выдохе, в процессе устного речевого высказывания.

Рациональная голосоподача предполагает овладение навыками мягкой атаки мышц голосового аппарата и задействование грудного резонатора в процессе голосообразования.

Техника устной речи предполагает овладение правильным артикуляционным укладом различных групп звуков. Активная работа мышц артикуляционного аппарата улучшает чёткость звучания речи и  работу органов артикуляции в полном объёме, без напряжения.

Интонационное оформление устного высказывания предполагает изучение закономерностей мелодического оформления речи и динамики звучания отдельных слов. Интонация зависит от ситуации и повышается или понижается. Интонационные конструкции осваиваются по правилам  языковой системы, которая применяется как средство общения.

Темпо-ритмическая организация речи предполагает ритмизацию речи и её сопровождение  движениями правой или левой руки. Способы ритмизирования речи:

  1. Теппинг и послоговой ритм – выделение каждого слога ударом руки, одного или нескольких пальцев. Каждый удар приходится на гласный звук. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, снимается редукция предударных и заударных гласных звуков, речь звучит плавно и стройно.
  2. Плавное дирижирование и пословный ритм — движение кисти руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя к себе. Особенно интенсивное движение осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбираются индивидуально.
  3. Информативные жесты и синтагменный ритм – сопровождение устного высказывания естественными жестами. Синтагма — законченная мысль в высказывании, ограниченная паузами, объединённая интонацией. Сопровождение каждой фразы информативными жестами помогает речи звучать естественно.

Принципы применения техники речи на индивидуальных логопедических занятиях:

  • Техника речи используется только в момент выполнения речевых упражнений.
  • Логопед контролирует правильность  техники речи.
  • Приёмы не заменяют естественно звучащую речь в повседневной жизни.

Техника речи организует темп, ритм и плавность речевого высказывания улучшает просодическую сторону речи,  оптимизирует решение коррекционных задач в процессе индивидуальных логопедических занятий со взрослыми людьми с такими нарушениями речи как: заикание, дизартрия и др.

 

Автор публикации - Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог

Готовые занятия для коррекции речи у взрослых Dictionbolix и Speechbolix