Языковая способность у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста

Языковая способность, представляет собой особый тип интеллектуального и речевого поведения, свойственный только человеку и проявляющийся в способности к неосознанному усвоению правил системы языка на основе языковой среды, создаваемой носителями одного определенного языка. Языковая способность закладывается у ребенка в раннем возрасте и проявляется как особая активность, приобретенная ребенком в социальной среде, требующая от него творческого применения усвоенных речевых средств.

Формирование языковой способности у ребенка определяется наличием ряда условий. Одним из таких условий является слух. Отсутствие или резкое снижение слуха может привести к утрате языковой способности детьми, имеющими такие нарушения. В то же время некоторые отечественные сурдопедагоги (Р.М.Боскис, Л.П.Носкова) указывают на наличие зачатков языковой способности у детей с нарушениями слуха.


С целью выявления состояния языковой способности мы провели обследование детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста. Анализ специальной литературы показал, что конкретной методики диагностики состояния языковой способности нет. Поэтому нами была разработана методика определения состояния языковой способности у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.
При разработке методики мы опирались на исследования Л.П. Носковой в области изучения основных направлений работы по речевому развитию глухих детей старшего дошкольного возраста.

Обобщая теоретические данные, полученные на основе анализа этих работ, мы выявили, что наличие языковой способности определяется следующими показателями:
- Умением подражать предметным действиям взрослого.
- Умением осознанно управлять собственными речевыми действиями: а) подражать речевым действиям взрослого: проговаривать вместе со взрослым (сопряженно); проговаривать за взрослым (отраженно); б) молча или при частичном проговаривании воспринимать вопрос или поручение и соответственно на них реагировать.
- Умением улавливать аналогии в языке, устанавливать языковые регулярности, которые, например, могут проявляться: в сходстве словоформ (аналогии в окончаниях); в сходстве морфологического строения слов (однокоренные слова); в сходстве синтаксического оформления вопросов, сообщений, побуждений, отрицаний, предложений и т.д.
На основе этих показателей мы разработали методику определения состояния языковой способности у детей с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста.
В методике были определены основные, оцениваемые параметры, разработаны задания, направленные на их выявление, а также критерии оценки каждого параметра.
Выполнение задания оценивалось соответствующим количеством баллов. В зависимости от количества набранных баллов общее состояние языковой способности можно представить в трех уровнях: высокий, средний, низкий.


Помимо количественной оценки методика также предусматривает качественный анализ выполнения каждого задания по следующим параметрам:
- осмысленность в выполнении заданий (соотнесение речевых, предметных действий с конкретной ситуацией, значением и т.п.);
- активность речевого поведения.
В исследовании принимали участие дети с нарушениями слуха старшего дошкольного возраста с диагнозом нейросенсорная тугоухость II, III и IV степени. В результате проведенного обследования были выявлены характерные черты для каждого уровня языковой способности.

Высокий уровень языковой способности у детей с нарушенным слухом характеризуется:
- точным подражанием предметным и речевым действиям взрослого, умением проговаривать предложенный речевой материал вместе со взрослым (сопряженно) и повторять его за взрослым (отраженно);
- умением воспринимать вопрос и поручение и соответственно на него реагировать (давать ответ на вопрос, выполнять поручение);
- способностью устанавливать аналогии в языке (находить слова, сходные по окончанию, однокоренные слова, составлять предложения по образцу);
- осмысленностью в выполнении заданий (соотнесение предметных действий и речевого материала с ситуацией, с определенным значением);
- высокой активностью речевого поведения.

Для среднего уровня характерно:
- точное подражание предметным и речевым действиям взрослого;
- трудности в восприятии и ответе на вопросы; умение воспринимать поручения и соответственно на них реагировать;
- трудности установления аналогий в словах, сходных по окончанию, в составлении предложений по образцу;
- способность установления аналогий в однокоренных словах;
- осмысленность в выполнении заданий (соотнесение предметных действий и речевого материала с ситуацией, с определенным значением);
- высокая активность речевого поведения.

Для низкого уровня языковой способности у детей с нарушенным слухом старшего дошкольного возраста характерными являются:
- трудности в подражании предметным и речевым действиям взрослого;
- умение воспринимать вопрос и соответственно на него реагировать;
- трудности в восприятии и выполнении поручений;
- трудности установления аналогий в словах, сходных по окончанию, в однокоренных словах и в составлении предложений по образцу; преобладание механического выполнения действий;
- низкая активность речевого поведения.

Автор статьи - Некрасова (Шамардина) Анастасия.

Санкт-Петербургский Государственный университет. Психология ХХI века. Сборник научных статей. 2006 г.