Логопедическое обследования речи взрослых и подростков при заикании

 

Если вы логопед и работаете со взрослыми людьми или подростками, которые заикаются, вам пригодится эта статья. Мы рассмотрим основные этапы обследования речи, которые помогают выявить степень речевых запинок, определить форму заикания и написать грамотное заключение.


Обследование речи проводится на первой логопедической консультации, которая длится от 60 до 90 минут. Этого времени достаточно для подробной беседы с человеком, который обратился к вам за профессиональной помощью.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

1. Знакомство - попросите человека представиться - назвать фамилию, имя, отчество и год рождения.

2. Причина обращения - какие проблемы с речью беспокоят, насколько сильно и часто они проявляются.

3. Анамнез - здесь необходимо задать несколько уточняющих вопросов:

  • В каком возрасте появилось заикание?
  • Когда пришло осознание того, что не всегда получается говорить?
  • Бывают ли такие ситуации, когда разговаривать особенно трудно?
  • Есть ли среди ближайших росдственников люди, которые заикаются?
  • Есть такие периоды в жизни, когда заикание совсем исчезает, а потом возвращается через некоторое время?
  • Вероятные причины усугубления запинок: стресс, смена языковую средф, семейные проблемы, без видимых причин?


    Важно, чтобы человек, с которым вы беседуете, чувствовал себя комфортно и много говорил. Старайтесь быть доброжелательным специалистом, слушайте внимательно, не перебивайте, не стоит договаривать фразы, не спешите давать логопедические советы и рассказывать о приёмах улучшения речи

 

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

На данном этапе предлагается выполнить задания, которые помогут оценить состояние разных видов речи: спонтанной, диалогической  и др. Следуйте плану и вы получите точные результаты и сможете профессионально оценить степень заикания. Все формы речи обследуются по принципу возрастающей сложности. Не забывайте чередовать нагрузку, чтобы человек, с которым вы беседуете чувствовал себя комфортно.

 

Автоматизированные ряды - предложите вашему собеседнику сосчитать до двадцати, перечислить дни недели и месяцы года. 

 

Вопросно-ответная форма - задайте 5-7 заранее подготовленных вопросов, на которые нужно дать подробный ответ. Например, Какое у вас образование? Какие музеи в вашем городе вы посещали? В каком возрасте вы начали работать? От чего больше всего вы хотите отдохнуть в отпуске?

 

Номинативная функция - попросите собеседника перечислить некоторые предметы в помещении, в котором вы находитесь. Например, стол, ручка, компьютер, кондиционер и т.д.

 

Стихотворная форма - предолжите вспомнить несколько строк из любого стихотворения. Если ваш гость затрудняется с ответом, попросите прочитать стихотворение, которое предложите вы. В качестве материала лучше использовать непопулярные стихи, например, С.А.Есенин "За горами, за жёлтыми долами...", Б.Окуджава "Давайте делать паузы в словах..."

 

Сопряжённое и отражённое проговаривание - задание, в котором необходимо прочитать что-то одновременно, вместе со специалистом. Сообщите, что сейчас вы будете хором читать стихотворение, чтобы собсеседник старался подстроится под вас.  Для отражённого проговаривания попросите повторять за вами каждую строчку стихотвореия: сначала читаете вы, а потом ваш гость повторяет то, что вы прочитали.

 

Чтение и пересказ - предложите собеседнику прочитать вслух небольшой текст. Заранее сообщите о том, что текст нужно запомнить и пересказать. Текст не должен быть слишком объёмным и трудным по содержанию. Познавательные статьи, интересные факты приятно читать и легко вспомнить содержание. Объём текста - одна страница. Чтобы текст лучше воспринимался, расставьте ударения и паузы, разбейте его на абзацы.

 

Описание и рассказ -  чёрно-белые карточки с разными сюжетами ТАТ. Задача заключается в том, чтобы составить небольшой рассказ: «Что за ситуация на картинке, что происходит с людьми, есть ли у них какие-нибудь переживания, чувства или эмоции. Что думают люди, изображённые на картинке, их рассуждения, воспоминания, мысли и решения». Допускается проговаривание деталей изображения: предметы одежды, мебели и т. п.

 

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ

После самой сложной части обследования, важно сделать дополнительные задания, чтобы получить подробные сведения о речевом расстройстве: оценить артикуляционную моторику и оральный праксис, состояние голоса и речевого выдоха и темп речи.

 

Тип дыхания, речевой выдох, голос и темп речи нужно оценить в процессе беседы

  • тип дыхания - грудо-ключичный, грудо-брюшной, брюшной;
  • речевое дыхание при заикании обычно поверхностное, выдох прерывистый, укороченный - объёма выдыхаемого воздуха недостаточно для произнесения фразы
  • голос может быть зажатым, звучать напряжённо, тихо, невыразительно, обратите внимание на тембр голоса: низкий, средний или высокий
  • темп речи при заикании бывает ускоренным или замедленным

 

Артикуляционная и мимическая моторика также оценивается во время основного этапа обследования

  • губы - нарушается полнота и амплитуда движений, они становятся напряжёнными и ограниченными
  • лицо - мимика маловыразительная, движения выполняются не в полном объёме, мышцы лица напряжены
  • нижняя челюсть - движения сильно ограничены, выполняются не в полном объёме, мышцы нижней челюсти зажаты и напряжены

 

Общая моторика - часто при заикании наблюдаеся напряжённое, застывшее положение тела - обратите внимание на скованность в плечах, груди, шее, а также на уловочные движения, которые появляются в момент выраженных трудностей в речи: человек использует различные жесты и движения, чтобы замаскировать запинки.

 

Коммуникативные качества речи при заикании могут быть нарушены или полностью утрачены из-за частных и сильных речевых запинок, которые делают невозможными сообщение значимой информации

  • чистота речи - присутствуют вспомогательные слова, которые человек неосознанно использует, чтобы начать фразу или сказать трудное слово;
  • выразительность речи - интонационная и эмоциональная окраска высказывания обеднена, речь звучит монотонно;
  • логичность речи - порядок слов в предложении нарушен или высказывание логически не завершено.

 

Компоненты языка - обязательно стоит обратить внимание на лексический запас, грамматические связи в высказывании и фонетический компонент

  • фонетика - трудные для воспроизведения в речевом потоке звуки: взрывные, дрожащие, заднеязычные, гласные, свистящие
  • граматика - моторные трудности произнесения некоторых слов приводят к искажению, ослаблению или отстутсвию грамматических связей во фразе - человек может отвечать односложно
  • лексика - при заикании отмечается снижение разнообразия активного словаря и значительного преобладание пассивного, что связано с судорожными проявлениями

 

Оценка собственной речи и волнения - попросите вашего гостя оценить собственную речь по десятибальной шкале - насколько сильно проявлялось заикание и насколько сильно было волнение: 0 - говорить было легко, волнение не испытывал, и 10 - речи не было совсем, сильное волнение, которое мешало говорить.

 

КАК ПРАВИЛЬНО СДЕЛАТЬ ЗАПИСИ В БЛАНКЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ?

 

На основном этапе фиксируйте степень проявления запинок в каждом виде речи

  • лёгкая степень - запинки присутствуют только в спонтанной или в диалоге
  • средняя степень - эпизодические запинки есть во всех видах речи за исключением автоматизированных рядов, сопряжённой и отражённой речи
  • высокая степень - сильные запинки затрудняют речь в беседе, при чтении, в спонтанной речи

 

Предупредите гостя, что во время беседы вы будете делать пометки и небольшие записи в бланке обследования. Поясните, что это необходимо, чтобы степень проявления запинок. Комментируйте все записи, чтобы ваш собеседник чувствовал себя комфортно: "Я записываю характеристики голоса. Обычно при заикании он звучит неестественно из-за сильного напряжения голосовых мышц. Мы будем проводить работу по расслаблению голоса и формировать естественное звучание"

 

На заключительном этапе обследования запишите характеристики голоса, дыхания, темпа речи. Используйте формулировки, приведённые выше. Например, тип дыхания - грудо-ключичный, состояние речевого выдоха - выдох укороченный, прерывистый, темп речи - ускоренный.

Для характеристики компонентов речи и коммуникативных качеств используйте формулировки, с которыми вы ознакомились выше. Например, чистота речи - присутствуют вспомогательные слова и фразы "вот", "как бы" и т.п., грамматическая структура фразы сильно изменена, ответы односложные

 

Образец заполненного бланка обследования можно скачать здесь.

 

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ЗАКЛЮЧЕНИЕ?

Классический вариант логопедического заключения должен содержать характеристику типа заикания: тоническое, клоническое или тоно-клоническое. Также необходимо зафиксировать форму заикания: например, артикуляторно-голосо-дыхательная - в зависимости от преобладающих судорог речевого аппарата. Для этого нужно обратить внимание на непроизвольные сокращения мышц артикуляционного, дыхательного и голосового аппарата. Но не стоит сообщать о судорогах речевых мышц человеку, с которым вы проводите обследование - это приведёт к увеличению волнения и дополнительному фиксированию на речевом нарушении.