Известные люди с заиканием: Сергей Щукин - коллекционер и меценат

Сергей Иванович Щукин — московский купец и предприниматель, коллекционер искусства, путешественник, благотворитель и меценат. Щукин составил уникальное собрание признанных классиков импрессионизма: Монэ, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо.


Фантастическое художественное чутьё и передовые взгляды помогали Сергею Щукину дарить мировую славу художникам, чьи полотна украшали его коллекцию. Существует легенда, согласно которой французские торговцы живописью предлагали Щукину картины бесплатно, только бы потом говорить, что их картины покупал самый известный коллекционер.


Сергей Иванович выделялся среди своих братьев.  Он был невысокого роста, со слабым здоровьем. К тому же с детства сильно заикался. В семье ни у кого такого дефекта не было. Родители оберегали, жалели и заботились о нём больше, чем о других. Даже в гимназию его не отправили, а оставили учиться дома. Но Сергея Щукина не устраивало его положение — он решил переделать себя. Ежедневная зарядка, закаливание и строгая диета помогли укрепить здоровье. Вместе с отцом Щукин отправился в Германию, к доктору Денгарту — лучшему специалисту по лечению от заикания. Лечение помогло. Он не только стал лучше говорить, но и перестал зацикливаться на своём дефекте, нервничать и краснеть, пытаясь выговорить слово.

«Он заметно заикался но это не мешало быть ему приятным собеседником» - вспоминала художница Варвара Бубнова.

Сергей Щукин получил образование в Германии и вернулся в Россию, чтобы продолжить семейное дело, которым был торговый дом «И.В.Щукин с сыновьями» - огромная текстильная империя. Сергей Щукин оказался талантливее братьев: как бизнесмен и как коллекционер.
В 1890-х годах в небольшой домашней коллекции картин появляются настоящие шедевры, например полотно Гюстава Курбе «Хижина в горах».
Первое импрессионистическое полотно «Скалы в Бель-Иль» Клода Моне Щукин приобрёл в 1898 году. Новое направление в искусстве тогда ещё шокировало публику. «Скалы в Бель-Иль» - первая картина Моне, появившаяся в России.


Уже в начале 1900-х годов коллекцию пополнили произведения Поля Синьяка, Анри Руссо, Огуста Ренуара, Поля Сезанна.
Щукин не покупал картин современных русских художников, но охотно приглашал их полюбоваться своей коллекцией. Каждую картину Сергей Иванович представлял сам — он рассказывал о полотнах с таким же азартом, с каким выбирал и покупал их. Щукину нужна была аудитория и он никогда не испытывал недостатка в слушателях.

Сергей Иванович заикался на букве «п», он стоял перед Дереном и кричал: «Весь Пи-пи-пи-кассо меркнет перед этим по-по-по-по-ртретом!» художница Наталья Поленова

Не смотря на талант, богатство и успех, жизнь Сергея Щукина была полна испытаний и лишений. В начале 1900-х гг. меценат похоронил жену, трёх братьев и двоих сыновей, которые свели счёты с жизнью. Трагедии в личной жизни совпадают с российскими потрясениями 1905 года. Щукин больше не покупает картин, а отправляется в путешествие на Синай. Подобно Гогену он пытается уйти от цивилизации и условий культурной жизни.

«...краснокожие парни с полуподовыми кулаками весело ржали, выслушивая интеллигента: он «агитировал» среди них, подставляя мне спину...лица я не видел, но в спину забил знакомый «басок с заиканьем»: Ч-ч-что в-в-выдумали? А? Это все ин-ин-ин-инородцы..." Андрей Белый "Между двух революций"

Любовь к живописи  вернулась к Щукину после знакомства с Пикассо и Матиссом. Художник Анри Матисс, которого коллекционер пригласил в гости в Москву, творил в доме коллекционера, исполняя его заказ. Так появились на свет картины «Музыка», «Танец», «Красная комната»

«Анри Матисс… поработил весь дом Щукина и велел ему повесить только свои работы, а остальное отправить на чердак. Щукин мог бы оставить по крайней мере Пи-пи-пикаса-са, но Ма-ма-ма-тисс не разрешает» - так передразнивал заикание Щукина критик Метнер.

Щукин стал верным и щедрым клиентом Пабло Пикассо, с которым не хотели связываться даже торговцы картинами. Первой картиной в его коллекции стала «Дама с веером». Благодаря Щукину искусство Пикассо было возвеличено в России, как нигде в мире. В своём особняке Сергей Иванович предоставил полотнам Пабло Пикассо отдельную комнату. 50 полотен вплотную расположились на стенах помощения площадью всего 25 квадратных метров

«Сильное заикание причиняло ему страдание, он с трудом объяснялся и это смущало его...Техника Пикассо была для русского открытием. Он купил два полотна, заплатив очень большие по тем временам деньги...» - из мемуаров Ф.Оливье.

В 1918 году Щукин был вынужден исчезнуть из России перед началом красного террора и навсегда попрощаться со своими картинами. Оставшуюся коллекцию национализировали и открыли для посещения под названием «Первый музей западной живописи».
Сергей Иванович Щукин скончался в Париже в 1936 году. Похоронен на кладбище в Монмартре. Он прожил долгую и насыщенную жизнь. Заикание не помешало Щукину быть общительным, обаятельным, щедрым и великодушным человеком. Мир запомнил его не только как уникального коллекционера, но и как человека, который сумел стать успешным и узнаваемым, не смотря на все свои невзгоды, трудности и лишения.

В статье использованы материалы Н.Семёновой "Московские коллекционеры"