Как проводить индивидуальные логопедические занятия со взрослыми?
Опубликовано 23 сентября 2018 года
Индивидуальные логопедические занятия — способ коррекции нарушений речи у взрослых. Преимущество индивидуальной работы состоит в том, что моделируется ситуация общения двух собеседников. Взрослый человек с нарушениями речи часто сталкивается с коммуникативными неудачами, когда использует устную речь при взаимодействии с другими людьми. Индивидуальные логопедические занятия помогают создать благоприятную обстановку для положительного коммуникативного опыта.
Главная цель индивидуальной логопедической работы - естественное звучание речи и накопление положительного опыта реализации речевой функции
Задачи индивидуального логопедического занятия:
1. Освоение техники речи, которая используются только на занятии.
2. Повышение уровня языковой компетентности — построение устного высказывания, которое обладает следующими свойствами: фонетическая точность, грамотность, полнота активного словарного запаса.
3. Улучшение коммуникативных качеств речи — чистота, логичность, точность, доступность и правильность высказывания.
4. Повышение уровня коммуникативной компетентности — свободное практическое владение речью, умение говорить естественно и бегло, как в динамичном диалоге, так и в монологической речи.
5. Развитие эмоционально-экспрессивной окраски речи — интонационная выразительность, полнота звучания голоса.
Структура индивидуального логопедического занятия
Разминка — выполнение дыхательных, артикуляционных и голосовых упражнений с целью настроя на занятие и подготовки мышц и нервной системы к речевой работе. Разминка выполняется в начале занятия и продолжается не более 15 минут.
Речевые упражнения — основная часть занятия - задания, которые используются для получения желаемой устной или письменной речевой продукции. Продолжительность основной части занятия - от 45 до 60 минут.
Речевой материал для логопедических занятий со взрослыми
Триады слов разной слоговой структуры
АВГУСТ АТОМ АЗИЯ/ АВТОРСКИЙ АМПУЛЬНЫЙ БАРСТВЕННОСТЬ/ АВАНТАЖНЫЙ АВАНГАРДНЫЙ АЛАВАСТРОВЫЙ//
Слоги, слова, словосочетания, предложения для одного звука
СКРА-СКРО-СКРУ-СКРЫ СКРА-СКРО-СКРУ-СКРЫ/
АСТ-ЯСТ/ ОСТ-ЁСТ/ УСТ-ЮСТ/ ЭСТ-ЕСТ/ ЫСТ-ИСТ//
САБОТАЖ САДОВОД СОКОЛОК/ СОЛЕВАР СУВЕНИР СУДОВОЙ//
Советский санаторий/ сахарные соты/ суконная сумка/ солёная салака/ соевый соус//
Светлана скрашивала студенческую сценку «Садовая станция» своей сказочной скромностью.
Стихи, небольшие рассказы и отрывки из художественных произведений
Например, С.А.Есенин «Разбуди меня завтра рано...» А.С.Пушкин «Зимний вечер», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре»,
басни Эзопа «Орёл и лисица», «Дикие козы и пастух».
Выразительные средства литературного языка:
- фразеологизмы - первые шаги, перебирать в памяти, перевернуть с ног на голову.
- пословицы - пень не околица, пустая речь — не пословица.
- поговорки - первый звон — пропадай сон; другой звон — земной поклон; третий звон — из дому вон.
- афоризмы - прежде чем ополчаться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины его породившие.
Вопросы на разные темы для обсуждения (образование, культура, карьера), анкеты, моральные дилеммы
Какое у вас образование?
Как вы относитесь к введению ЕГЭ?
Вы удовлетворены качеством знаний, полученных вами в ВУЗе?
Посещаете ли вы встречи выпускников?
Вспоминаете ли вы о школе с теплотой?
Что чаще всего вам вспоминается из школьной поры?
Готовые речевые формулы, фразы и диалоги для различных коммуникативных ситуаций
Вы не можете знать это наверняка.
Ваши доводы меня не убедили.
Аргументируйте ваше утверждение.
Возможно вы правы, но у меня другое мнение.
Могу предположить, что вы недостаточно хорошо разбираетесь в данном вопросе.
Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под этим словом.
Невербальный стимульный материал — графические изображения, рисунки, чертежи, неоднозначные изображения с отсутствием вербального подкрепления в виде текста
Виды речевых упражнений
Чтение вслух — все слова, предложения и тексты важно сначала прочитать вслух, используя технику речи — ритмизацию, усиление голоса, паузирование.
Чтение под музыку — выразительное чтение стихов или прозы под специально подобранную классическую музыку.
Объяснение значения выразительных средств литературного языка — устная интерпретация значения пословиц, поговорок, фразеологизмов и афоризмов.
Трудные звуки — проговаривание линейных фонетических единиц: слогов, слов, словосочетаний и предложений, которые включают звук, сложный для моторной реализации в устной речи.
Диалог — вопросно-ответная, форма работы, при которой создаются условия для беседы на заданную тему с заранее подготовленными вопросами.
Монолог — описание картин, составление рассказов, рассуждение, речевая импровизация на определённую тему с предоставлением опорных слов.
Объяснение значений слов — подробное устное высказывание, которое максимально точно и доступно раскрывает значение слова, предмета или явления. Слова можно объяснять любым из способов, перечисленных ниже:
- подбор синонимов к слову;
- классификация — отнесение поясняемого слова к классу предметов;
- перечисление объектов, которые называются этим словом;
- описание явления или предмета, который обозначает данное слово;
- использование нескольких способов объяснения для развёрнутого высказывания.
Говорить, читать и рассуждать нужно с помощью комфортного способа техники речи. Речевые упражнения в процессе индивидуального занятия распределяются в порядке убывающей сложности. В начале занятия всегда выполняются самые сложные упражнения.
Автор статьи, упражнений и рекомендаций - Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог.
Готовые занятия для работы со взрослыми можно найти в разделах Dictionbolix и Speechbolix