Давайте делать паузы в словах - всё о паузах в речи: громких и безмолвных

Давайте делать паузы в словах,
Произнося и умолкая снова,
Чтоб лучше отдавалось в головах
Значенье вышесказанного слова.

 

Строки песни Булата Окуджавы "Паузы" раскрывают сложный механизм восприятия речи. Паузы в речи существуют для того, чтобы оценить реакцию собеседника на произнесённые слова или показать, что процесс формулирования мыслей не завершён.

Виды пауз

Незаполненные, неозвученные, молчаливые паузы  - образуют перерыв в звучащей речи. Молчаливые паузы - знак, который исходит от говорящего к слушающему и означает, что в этот момент можно перебить, ответить или спросить.

Заполненные, озвученные, громкие паузы  - это звуки или слова, которые помогают говорящему подобрать слова или планировать высказывание. С помощью озвученных пауз говорящий даёт себе время на обдумывание, поиск подходящих слов и формулировок.

Громкие паузы

Стоит подробнее остановиться на громких паузах, ведь это полноценная часть речи, которая принимает в спонтанном речевом потоке принимаемт следующие формы:

  • вокализации “ээээ”,”ммм”;
  • пролонгация гласных и согласных звуков “х-х-хорошо, подумаю”, “ви-и-и-идели вчера”;
  • слова-паразиты “ну”,”вот”, “короче”, “это самое”;
  • повторы окончаний “хотела-ла-ла”, “надо поговорить-рить”;
  • повторы слов и фраз “я тебе говорю это тебе ещё раз, ещё раз”;
  • уточняющие комментарии “как вы знаете”, “понимаете ли”, “повторюсь”;
  • рестарт - повторение начала слова “мы ид…. мы идём покупать ёлку”
  • фальстарт - неудачное начало фразы “куда мы пой… всё понятно”;
  • невербальные паузы колебания - покашливания, вздохи, цоканье языком.

Озвученные паузы - полноценная и важная часть речи, которая обеспечивает:

  • связь между участниками общения;
  • помогают удерживать внимание слушателя;
  • являются частью процесса словотворчества;
  • сигнализируют о начале и завершении беседы.

Проблемы с громкими паузами

Устная, спонтанная речь - это творческий процесс, в котором важно соблюдать баланс пауз. Говорящий адресует громкие паузы слушателю и делает это неосознанно. Отсутствие озвученных пауз делает речь искусственной, а обилие озвученных пауз свидетельствует о том, что:

  • говорящий испытывает эмоциональное напряжение.
  • говорящий испытывает трудности с построением фразы и подбором лексики.

Коррекция громких пауз

РАССЛАБЛЕНИЕ

В повседневной жизни старайтесь больше обращать внимание на напряжение в речевых мышцах. Стиснутые зубы, поджатые губы и язык вне точки покоя - маркеры напряжения в артикуляционном аппарате.

ТОЧКА ПОКОЯ

Когда вы не разговариваете, старайтесь держать язык в точке покоя - широкий язык прижат к твёродму нёбу, кончик языка располагается на небольшом расстоянии от верхних резцов. Если напряжение очень сильное, попробуйте сделать небольшой зевок - это поможет расслабить мышцы и вернуть органы артикуляции в физиологичное положение.

ОБЪЯСНЕНИЕ

Мысленно или вслух объясняйте значение знакомых вам слов по алгоритму: слово - классификация - описание - назначение - словосочетания. Например, стол - это предмет мебели, который имеет плоскую поверхность, ножки и иногда ящики для хранения. В европейской культуре стол служит для удобства приёма пищи, организации рабочего места и т.д. Словосочетания: деревянный стол, офисный стол, стеклянный стол, обеденный стол

ПРИМЕР

Коррекции громких пауз способствует восприятие на слух образцов поставленной и интересной речи: аудиокниги, лекции, выступления хороших ораторов. Это послужит ориентиром в улучшении речи и подсветит проблемы, на которые стоит обратить внимание.

Громкие паузы у детей

Особенно ярко озвученные паузы проявляются у детей дошкольного возраста - это естественно для речевого развития. В данный период наблюдается большое разнообразие громких пауз: от вокализаций до повторов слов или фразы целиком. Причина этого явления очень простая - активное формирование внутреннего плана высказывания. В детские годы устная речь носит развёрнутый характер, затем она сокращается, становится шёпотной, а затем совсем исчезает, превращаясь во внутреннюю речь. Важно помнить, что дети весьма разборчивы и щепетильны в выборе подходящего слова.

Паузы и заикание

Согласитесь, озвученные паузы напоминают нарушения плавности речи, а иногда их путают с  заиканием. Но существуют отличия, о которых важно помнить:

  • наличие выраженного напряжения в речевых мышцах в момент повторов и пролонгаций;
  • стереотипный характер - возникают на одних и тех же звуках и словах, затрудняя речь;
  • волнообразное течение - периоды речевых трудностей сменяются периодами чистой и плавной речи.

Надеемся наша статья помогла вам посмотреть на паузы в речи с нового ракурса и воодушевила сделать свою речь лучше и содержательней. Улучшению речи способствует также игра в Вербальные ассоциативные карты - авторская настольная игра от логопеда для взрослых.

Автор статьи - Шамардина Анастасия Петровна - логопед для взрослых, нейродефектолог, речевой импрессионист

Декабрь 2024