Как минимизировать влияние заикания на личность ребёнка? Памятка для родителей

С первых строк этой статьи важно обозначить, что давно ушли в прошлое рассуждения о том, что в возникновении заикания у детей виноваты родители. Во всём мире природа заикания рассматривается как неврологическая, а не психологическая.
Известно, что любое речевое нарушение влечёт за собой различные трудности: от задержки психического развития, до формирования эмоциональных и личностных проблем. Заикание не является исключением и оказывает влияние на последующее формирование речи, речевого поведение и социализацию. Это естественный процесс, на который непосредственное влияние оказывает близкое окружение: семья и социум.  Ребёнок, у которого появилось заикание, воспитывается в семье, где родители не готову к этом и не имеют опыта воспитания детей с заиканием.

Воспитание детей - сложный процесс, но здесь он осложняется расстройством плавности речи. Родители действуют методом проб и ошибок, идут на ощупь, прислушиваются к интуиции

Конечно, большинству из них не нужно объяснять, что особенности детско-родительских отношений могут усугубить проблемы, а могут нивелировать. Но стоит проговорить те моменты, на которые необходимо обратить внимание в процессе воспитания детей с заиканием и склонностью к расстройствам плавности речи.

 

Современные исследования доказывают, что эмоциональные и личностные проблемы вероятнее сформируются, если:

1. Если трудно принять ребёнка со всеми речевыми трудностями и проблемами.

2. Если отрицать коммуникативную самостоятельность и инициативность ребёнка.

3. Если ограждать от неприятностей, связанных с общением: исключать из социума, ограничивать контакты.

4. Если болезненно относиться к неудачам ребёнка и перекладывать винить в этом речевые проблемы.

5. Если ребёнок остаётся в рамках многочисленных ограничений и запретов из-за речевых трудностей.

6. Если постоянно и всецело контролировать жизнь, действия и поступки ребёнка в том числе речь и высказывания.

7. Если отрицать индивидуальность и личность ребёнка, частью которой являются особенности плавности речи.

8. Если долго сохранять тесную связь с ребёнком, считать себя с ним единым целым и единственным, кто может понять и помочь, исключая близких, друзей и специалистов.

В общей совокупности данные особенности встречаются редко, но один-два фактора в системе детско-родительских отношений присутствуют всегда. Исследования подтверждают, что подобные тактики формируют особенности в структуре личности детей такие как:

  • тревожность
  • напряжение
  • ранимость
  • молчаливость
  • отчужденность
  • интровертированность
  • эмоциональная неустойчивость
  • зависимость от мнения окружающих

Данные состояния и склонности, которые появляются в структуре личности, могут усугублять речевые проблемы и ограничивать возможность полноценного общения сильнее, чем само заикание.

Важно сказать, что крайне сложно воспитать ребёнка, который совсем не будет думать о своём заикании, сформировать личность, которая не будет обращать внимание на свои речевые проблемы и полноценно социализироваться.

Но попытаться стоит, а для этого нужно понимать, как лучше действовать. Мы провели исследования среди родителей и выявили факторы, которые помогают лучше взаимодействовать с ребёнком с заиканием.

Что нужно делать, чтобы минимизировать влияние заикания на личность?

1. Снизить симбиотическую связь с ребёнком, особенно в вопросах общения. Этого можно добиться если уменьшить стремление:

  • быть эмоционально ближе к ребёнку;
  • оградить его от неприятностей, связанных с общением;
  • быть единственным собеседником, с которым ребёнку легко говорить;
  • помогать ребёнку произнести то или иное слово или говорить что-то вместо него.

2. Принять, а не смириться - это объективное представление о речевых проблемах и возможностях ребёнка. Принятие можно сформировать если:

  • напомнить себе, что это не ваша вина;
  • быть здесь и сейчас - не переживать из-за проблем в будущем, а сосредоточиться на том, что важно в данный момент
  • не зацикливаться на речевых трудностях и позволить ребёнку самому оценивать влияние заикания на его жизнь
  • открыто признавать заикание, но не твердить о нём постоянно. Лучше сказать так “Некоторые слова и правда сложные”, чем “Слышать это не могу”

3. Кооперация - сотрудничество, объединение, взаимопомощь. Это важно условие формирования эмоциональной сферы ребёнка и снижения негативного влияние речевых проблем на личность и поведение.
Кооперация поможет, если:

  • поощрять самостоятельность ребёнка в общении;
  • стимулировать коммуникативную активность и инициативу
  • ставить небольшие речевые задачи и вместе их решать (например, рассказать стихотворение на утреннике)
  • подобрать комфортный для всей семьи метод коррекции речевых трудностей: индивидуальные занятия с логопедом, посещение групповых занятий и т.д.

Заикание обычно больше пугает родителей, чем детей. Взрослым тяжело слышать, как ребёнок заикается. Родителям сложно принять тот факт, что в речи есть паузы, повторы и остановки, трудно воспринимать странную мимику, которая возникает при этом.  Но можно сформировать у ребёнка представление, что он может говорить уверенно и быть комфортным собеседником, даже если речь иногда прерывается.
В конце статьи хочется отметить ещё одну важную мысль: родители не виноваты в том, что у ребёнка появляется заикание. Но от родителей и близкого окружения зависит то, насколько полноценно будет реализован коммуникативный потенциал ребёнка, даже при наличии заикания.

Статью написала для вас Шамардина Анастасия - логопед, нейродефектолог, специальный психолог, речевой импрессионист, июль 2024