Коммуникативная активность - главный показатель успешной работы с заиканием

Коммуникативная активность - это один из основных ориентиров коррекции речи при заикании. Не плавная, медленная и подконтрольная речь, а тот уровень коммуникативной активности, который должен соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям детей и взрослых.

Как правило, коммуникативная активность существенно снижается, когда происходит осознание того, что ребёнок разговаривает не как все

Появляется склонность к обратному - коммуникативной пассивности в тех ситуациях, когда человек, с которым необходимо установить контакт, может понять, что у ребёнка или у взрослого есть заикание.  К сожалению, не все специальные техники речи помогают скорректировать этот момент.  Ведь разговаривая медленно и плавно я всё равно говорю не так, как все, а это по-прежнему не способствует повышению активности в коммуникации.

Что такое коммуникативная активность?

Коммуникативная активность - важное условие существования общения. Это врождённое и перманентное свойство психики, которое проявляется с первых дней жизни и сохраняется на протяжении всего онтогенеза. Коммуникативная активность (далее КА) есть даже у младенцев. Минимально необходимое условие проявления КА - это контакт, который может реализоваться разными способами:

  • сенсорный контакт - зрительный, телесный, слуховой или обонятельный;
  • знаковый контакт - жесты, символы знаки
  • эмоциональный контакт - сопереживание и  восприятие эмоций партнёра;
  • операциональный контакт - понимание смысла деятельности, которую выполняет другой человек и понимание значения используемых инструментов;
  • предметный контакт - понимание предмета беседы, выполнение указаний и инструкций;
  • личностный контакт - понимание индивидуальных смыслов другого человека.

Коммуникативная активность реализуется на нескольких уровнях:

1. В благоприятных, долгосрочных, управляемых и стабильных условиях - например, внутри семьи или в кругу принимающих детей и взрослых.

2. В неблагоприятных, краткосрочных, неуправляемых и нестабильных условиях - например, работа с людьми, публичные выступления.

В каких условиях развивается коммуникативная активность?

Конечно, прочный фундамент для коммуникативной активности должен закладываться в благоприятных и стабильных условиях. Это условия семьи, детского сада, занятий с логопедом. На моих занятиях реализуются все способы установления контакта (за исключением телесного и обонятельного), поэтому дети, подростки и взрослые чувствуют себя комфортно. Главным критерием эффективной работы для меня, как для специалиста, а также для родителей и взрослых является не плавная речь, а повышение коммуникативной активности. Когда дети, сами записываются в кружки, рассказывают истории родственникам и друзьям, расширяют круг операциональных, предметных и личностных контактов. Это один из обходных путей, который помогают нам улучшить плавность речи