Комплексная коррекция компонентов языковой системы и речи при заикании у подростков и взрослых

 

Логопедическая помощь взрослым людям с заиканием требует постановки чётких задач и выбора методов коррекции, которые помогут улучшить речи  без потери естественного звучания.

Современные методики коррекции заикания предлагают использование "особой" техники воспроизведения устной речи.

 Утрата естественного звучания и необходимость постоянного самоконтроля вызывают психологическое отторжение перечисленных методов у взрослых людей с заиканием и как следствие — отсутствие систематичности применения и снижение эффективности коррекции.


Возникает необходимость выбора альтернативных средств коррекции речи, которые не вызывают дискомфорта и помогут получить устойчивый результат.

Таким методом является комплексная коррекция компонентов языковой системы и речи, которая предполагает:
1. Повышение качества компонентов языковой способности и компетенции: фонетического, лексического, синтаксического и семантического.
3. Совершенствование коммуникативных качеств речи: чистота, точность и доступность устного высказывания в монологической и диалогической речи.
4. Развитие вербальной креативности — оригинальности использования средств языка в устной речи.


Использование перечисленных направлений работы облегчает первичную диагностику, постановку задач логопедической работы, подбор речевого материала для упражнений и помогает подобрать критерии оценки эффективности занятий.

        Комплексная коррекция компонентов языковой системы и речи обеспечивает получение устойчивого результата в процессе логопедической коррекции и не вызывает психологического отторжения у людей с заиканием.

 

Цель комплексной коррекции - грамотное и точное устное высказывание без запинок и без утраты естественного звучания речи.


Направления логопедической работы


Повышение уровня фонетической компонента

  •     Совершенствование линейных фонетических единиц — звуков, слогов, слов, использование фонетической синтагмы.
  •     Улучшение фонетической организации слов — использования слов с различной слоговой структурой, последовательностью фонем, вариативностью словесного ударения.
  •     Повышение компетентности в интонационно-выразительных средствах языка — формирование представлений об интонационных конструкциях, центровой, предцентровой и  постцентровой части фразы.


Повышение уровня лексического и семантического компонентов языка
   

Освоение способов объяснения значений слов:

- классификация;
- подбор синонимов;
- перечисление объектов, которые называются этим словом;
- отличительные признаки, которые раскрывают сущность объекта.

    Устная интерпретация лексических элементов современного русского языка: фразеологизмы, пословицы, поговорки, речевые штампы, афоризмы.

 

Повышение уровня грамматической компетенции

  •     Применение вариативности грамматических форм.
  •     Разграничение синтаксических норм разговорной речи и современного русского литературного языка.
  •     Использование оборотов речи, отступающих от синтаксической нормы: инверсия, эллипс, градация.

 

Совершенствование коммуникативных качеств речи
Основы культуры речи — реализация  основных форм высказывания в соответствии со следующими критериями:

  •     Чистота речи — отсутствие в высказывании вспомогательных элементов, чуждых литературному языку и затрудняющих восприятие информации: вот, так, это и т. д.
  •     Точность высказывания — знание темы и предмета обсуждения, соответствие между словами, которые используются в высказывании с их значениями.
  •     Доступность — использование фактов, аргументов и речевых средств с учётом возможностей восприятия любого собеседника.

Развитие вербальной креативности

  •     Словесная импровизация — подготовленное и неподготовленное рассуждение на заданные темы с предоставляемой свободой в выборе лексики и способов построения высказывания.
  •     Оригинальные коннотации — создание новых ассоциативных связей между словами.
  •     Построение устного высказывания в стихотворной форме — пятистопный или шестистопный ямб.

 

Все перечисленные компоненты языковой системы и речи отрабатываются на одном индивидуальном занятии.

Использование такого подхода в сочетании с техникой речи, которая не заменяет естественную речь в повседневной жизни, помогает получить надёжный результат.

Отсутсвие необходимости постоянно контролировать свой речевой навык повышает мотивацию к занятиям.

 

Автор статьи Шамардина Анастасия Петровна - логопед-дефектолог