Почему мои просьбы не выполняют, хотя я говорю уверенно, спокойно и вежливо?

Нередко взрослым людям, которые приходят на мои занятия, трудно выражать просьбы. Особенно, когда есть разные речевые проблемы: заикание, быстрый темп речи или нарушение звуков. Нам всем иногда бывает трудно просить о чём-либо даже самых близких людей. Мы боимся отказа или манипуляции со стороны человека, которого мы просим что-то сделать для нас.

Одна из функций речи - побудительная, т.е. своими словами или высказываниями, мы можем призвать кого-либо удовлетворить наши желания и нужды.

Но при этом мы должны понимать, что у нас нет официального права распоряжаться поступками и действиями других людей. Человек, к которому обращена просьба, имеет право выбора: исполнить нашу просьбу или нет, совершать побудительное действие или оставить его без внимания. Просьба допускает возможность отказа. Но мы не рассчитываем на отказ, мы ожидаем, что человек, к которому мы обращаемся, выполнит нашу просьбу.

О чём нужно помнить, прежде чем высказать просьбу?

  • мы обращаемся за добровольным сотрудничеством, действием;
  • мы помним о возможности отказа выполнить нашу просьбу;
  • мы используем вежливые формулировки для выражения просьбы;
  • мы не имеем права использовать манипуляции и применять санкции к тем, кто не выполняет нашей просьбы;
  • мы помним о признательности и благодарности за выполнение просьбы;
  • мы избегаем оценивать качество выполнения нашей просьбы, комментировать действия человека, который сделал выбор в пользу удовлетворения наших желаний и нужд.

Как лучше выражать просьбу?

ПРОСТО - сложные формулировки, мотивационные преамбулы, описание радужных перспектив не помогут вам убедить кого-либо сделать то, о чём вы просите. Лучше сказать: “Пожалуйста, сделай мне кофе”, чем “Если ты сделаешь мне кофе, я буду весь день бодра и весела”

ВЕЖЛИВО - “пожалуйста”, “прошу тебя”, “буду признателен”, “если тебя не затруднит” и другие волшебные слова действительно работают. Обычно просьбы без этих слов больше напоминают приказы и указания. В близком семейном кругу можно легко использовать нежные обращения: “дорогой”, “любимая”, “родной”.

АДЕКВАТНО - важно понимать какие просьбы уместны, а какие нет, чтобы потом не удивляться, почему вам отказали. Особенно это касается просьб, которые высказываются в рамках профессиональной сферы. Мы можем попросить коллегу помочь в тех задачах, которые относятся к его прямым обязанностям. Но, согласитесь, просьба навести порядок на столе финансового директора, обращённая к аудитору компании, звучит абсурдно и вряд ли найдутся желающие её выполнить.

БЛАГОДАРНО - помните мудрые слова В.О. Ключевского “Кто не любит просить, тот не любит обязываться, т. е. боится быть благодарным”. Важно поблагодарить за выполненую просьбу, не забывайте говорить “Спасибо!”, “Благодарю!”, “Признателен” и т.п. слова. Но и здесь стоит помнить об адекватности, вежливости и простоте