Руководство по общению с людьми Достоевского и фотоэкскурсия по музею

Романы Достоевского помогают познать жизнь, заглянуть в глубины человеческого разума и чувств, попытаться постичь душу другого человека. Достоевский - любимый писатель Джорджа Оруэлла и Зигмунда Фрейда. Произведения Достоевского переведены на все языки мира. По роману “Преступление и наказание” снято 14 фильмов.

Часто слышу, что подростки читали этот роман только в кратком пересказе - слишком много букв. В школе романы Достоевского воспринимаются детьми, как нечто непосильное, скучное и нравоучительное. Проблема состоит в том, что детям не хватает двух вещей:

  • жизненного опыта
  • информации о жизни писателя
Музей Ф.М.Достоевского в Москве, зал "Идиот"

Интерес к школьным и другим произведениям Достоевского был бы более активным, если больше рассказывать про его личную жизнь и политические взгляды, болезни и зависимости, преступления и наказания. Даже небольшое отождествление себя с личностью этого писателя, поможет прочитать не только "Преступление и наказание", но и другие великолепные романы "Идиот", "Братья Карамазовы", "Бесы" и др. Важно, чтобы подростки понимали, что Достоевский был в первую очередь человеком и весь его непростой жизненный путь нашёл отражение в героях и сюжетах романов.

Зал "Преступление и наказание"

Например, в повести “Записки из мёртвого дома”, которая создавалась под впечатлением от каторжной жизни, Фёдор Михайлович предлагает руководство по общению с людьми, которое помогло ему провести в заключении долгие годы без конфликтов и даже заслужить уважение

“Первым моим вопросом при вступлении в острог было: Как вести себя, как поставить себя с этими людьми? Столкновения с ними неизбежны и я решил держаться плана, который был справедлив:

  1. Держать себя как можно проще и независимее
  2. Не выказывать особенного старания сближаться, но и не отвергать, если они сами пожелают сближения
  3. Не бояться угроз и ненависти - по возможности делать вид, что не замечаю того
  4. Не сближаться на некоторых известных пунктах и не давать подачки некоторым их привычкам и обычаям
  5. Не напрашиваться самому на полное их товарищество - они первые презирали бы меня за это.
  6. Должен соблюдать и уважать своё происхождение, не унижать своего образования и образа мыслей.
  7. Не вести себя фамильярно и пускаться в их качества, чтобы выиграть их расположение, чтобы во мне не заподозрили страха и трусости
  8. Но не замыкаться в холодную и недоступную вежливость

Плаха, помилование и каторга - не самые тяжёлые испытания в жизни Достоевского. Весь его жизненный путь полон ошибок и лишений, но он всегда был верен писательству и читателям, которые могли найти утешение и помощь в его романах.

Фото из музея Ф.М.Достоевского в Москве - пояснения к фотографиям появляются, если навести на них мышкой