Сохранные качества речи при заикании

Сегодня мы имеем достаточно информации об особенностях, нарушениях и трудностях речи детей и взрослых с заиканием. Устная речь и ёё аспекты подробно изучены и описаны в достоверных научных источниках. Авторы из разных стран детально исследовали все аспекты заикания с момента его возникновения до хронификации. Нам известны все тонкости функционирования речевой системы при заикании: от физиологии мышц речевого аппарата до особенностей планирования и реализации устной речи. Эти ценные сведения существенно облегчают процесс коррекционной работы с заиканием и помогают спрогнозировать результат.

Но в научной литературе имеется один недостаток - минимум данных о том, что сохранно в речи детей и взрослых с заиканием? Что делает речь при заикании похожей на речь в норме? Какие общие закономерности речевого развития есть в речи детей с заиканием и без него? В какой момент взрослый человек с заиканием разговаривает также, как взрослый без заикания?

Этими вопросами мы задаемся по трём причинам:

  • во-первых, согласно теории компенсации нарушений Л.С.Выготского, в коррекционном процессе важно опираться на сохранные элементы пострадавших структур
  • во-вторых, существует теория общих закономерностей развития речи при норме и разных нарушениях, в том числе и нарушениях речи
  • в-третьих, люди с заиканием постоянно занимаются поиском признаков нормальной реализации речевой функции в разных ситуациях

Последняя причина кажется нам особенно важной, поскольку людям с заиканием будет гораздо проще понимать себя, особенности собственной речи и эпизоды нормальной её реализации, когда они будут точно знать, в каком направлении смотреть и на что опираться в своих наблюдениях.

Мнение советского учёного

Николай Иванович Жинкин - учёный, лингвист, психолог и редактор научных фильмов. Он подробно изучал механизмы речи и использовал самые актуальные для своего времени технические приспособления: пневматическая аппаратура, кинорентгеносъёмка, спектральная запись голоса и т.п.
Жинкин Н.И. подробно изучил не только процессы восприятия и воспроизведения речи в норме, но и механизмы речи при заикании.

Советский учёный сделал много интересных выводов по поводу сохранности речевых функций при заикании:

  • сохранный слуховой контроль речи;
  • отсутствие органических недостатков строения речевого аппарата;
  • возможность произносить целые слова и фразы без заикания;
  • сохранность способности реализовать речевой ритм при скандированном или напевном воспроизведении фраз.

Важно отметить, что исследования Н.И.Жинкина опередили свое время и до сей поры являются актуальной и ценной базой для новых исследований.

Международная солидарность

Наступили прекрасные времена, когда психолингвисты  всего мира говорят о заикании в унисон. Больше нет противоречивой информации, только достоверные данные научных исследований. Благодаря этому, мы имеем возможность проводить бережную коррекционную работу, исключая приёмы и методы, которые могут повлечь за собой нежелательные психологические последствия в виде отказа от общения, избегающего речевого поведения и т.п. Ориентация на сохранные речевые механизмы позволяет сформировать у ребёнка и взрослого с заиканием уверенность в том, что устная речь - не зыбкая почва, а надёжная опора в повседневном общении. Предлагаем рассмотреть сохранные механизмы речи, при заикании.

Сохранное словообразование

Большинство психолингвистов сходится во мнении, что при заикании сохранным является механизм воспроизведения отдельных слов.  Данный механизм реализуется в четыре этапа:

  • семантическая обработка
  • лексическая обработка
  • фонологическая обработка
  • речедвигательное программирование и реализация

Предлагаем разобрать этот механизм подробнее. Словообразование начинается с первоначального намерения передать информацию. Например, человек видит кота и желает высказаться по этому поводу. Эта мысль запускает процесс поиска характерных признаков, которые ассоциируются с котом: усы, лапы и хвост, пушистая шерсть и мяуканье. На данном этапе происходит семантическая обработка.  Характерные признаки в совокупности отличают понятие “кот” от других понятий (например, собака) и наилучшим образом соответствуют его описанию - лексическая обработка. Как только слово выбрано, запускается фонологическая обработка, т.е. извлекаются и связываются вместе отдельные звуки (фонемы), связанные со словом - [кoт]. Для двигательной системы эти фонемы служат кодом запуска программы, которая позволяет артикулировать задуманное слово - речедвигательное программирование и реализация.

В большинстве случаев речевой аппарат работает бесперебойно у всех людей, даже у людей с заиканием. Только отдельные слова мы произносим редко. В основном, нам требуется подобрать несколько слов и соединить их вместе.

Иногда в этой системе происходят сбои, которые приводят к остановкам и нарушению плавности. В основе этого лежат причины, которые часто не связаны с речевыми процессами

К таким причинам можно отнести:

  • громкие паузы
  • оговорки
  • исправления
  • междометия

Все перечисленные моменты встречаются в речи людей без заикания и с заиканием - ещё один пример схожести речевых процессов при заикании и без заикания. В каждом случае механизмы словообразования улучшаются, если задействовать процессы планирования речи. Чем больше слов и высказываний планируется заранее, тем меньше будет неточностей на этапе речедвигательной реализации. Предварительное планирование высказываний гарантирует точную речедвигательную реализацию, т.е. беглость 

В статье используются материалы книги "Заикание и другие расстройства беглости речи"  Patricia M. Zebrowski, Julie D. Anderson и "Механизмы речи" Н.И.Жинкин