Заикание и исполнительная функция у детей

Исполнительная функция - это набор когнитивных навыков, которые необходимы для обучения и выполнения задач, направленных на достижение целей в повседневной жизни - например, поиск информации о предметах, явлениях или товарах в интернете. Природа исполнительной функции до конца не изучена, но существует общепринятое представление о том, что в реализацию этой функции вовлечены три процесса: оперативная память, самоконтроль и когнитивная гибкость - умение целенаправленно переключаться между заданиями. В таблице мы приводим примеры реализации всех компонентов исполнительной функции.

Самоконтроль - способность игнорировать информацию, которая не относится к делу и подавлять нежелательные реакции

Самоконтроль включает в себя умение:

  • игнорировать отвлекающие факторы в окружающей среде;
  • не произносить ответ на задание прежде чем поднять руку;
  • ждать, когда кто-то закончит говорить, прежде чем говорить;
  • спросить разрешения, прежде чем взять что-то.

Оперативная память - способность временно хранить информацию с целью её использования для решения задачи.

Оперативная память включает в себя умение:

  • запоминать, объединять и использовать информацию, полученную от нескольких собеседников и формулировать ответ;
  • выслушать рассказ и понять его смысл;
  • слушать, запоминать и выполнять многоступенчатые инструкции;
  • сложить в уме два числа, которые назвал другой человек.

Когнитивная гибкость - умение целенаправленно переключаться между задачами.

Когнитивная гибкость включает в себя умение:

  • переключаться с одной темы на другую в разговоре;
  • приспосабливаться к изменениям в планах или распорядке дня;
  • соблюдать разные правила общения в парке, в школе и в библиотеке;
  • использовать палку или вешалку, чтобы достать игрушку из-под кровати;
  • снимать обувь, при входе в дом и оставлять обувь на ногах, при входе в класс;
  • придумать альтернативный маршрут, если по дороге в школу встретили препятствие
  • зайти в помещение, когда на улице идёт дождь и холодно, выйти из помещения, когда на улице сухо и тепло

Формирование и развитие исполнительной функции начинается в младенчестве и продолжается в подростковом возрасте. Однако наиболее активное становление этой функции происходит в дошкольном возрасте.

Исполнительная функция помогает детям контролировать собственные мысли, эмоции и поведение, чтобы они могли планировать простые действия, решать задачи и выполнять задания. Рассмотрим пример реализации исполнительной функции в повседневной жизни ребёнка.

Предположим, что маленькая девочка играет с набором “Приготовь сам”, а на заднем плане её брат и сестра играют в день рождения с готовым игрушечным тортом. Девочка хочет научиться готовить и запомнить последовательность приготовления еды в этом наборе. Поэтому она должна сосредоточиться на процессе игры и не отвлекаться на братьев и сестёр. Но в тоже время, она должна оставить эту игру, когда родители позовут детей ужинать т.е. не поддаться желанию продолжить играть, а переключиться на новое занятие - настоящий ужин с семьей.

Невозможно переоценить важность исполнительной функции в раннем развитии ребёнка. Она является основой продуктивной реализации практических всех навыков, начиная с моторных функций и заканчивая формированием речи. С трудностями реализации исполнительной функции связывают целый ряд детский расстройств, таких как тревожное расстройство, синдром дефицита внимания и гиперактивности, расстройства аутистического спектра, нарушения слуха, общее недоразвитие речи и нарушение звукопроизношения. Это позволяет предположить, что нарушение исполнительной функции может быть общей характеристикой для всех расстройств развития нервной системы, в том числе и для заикания.

Заикание и исполнительная функция

На первый взгляд может показаться странным, если мы предложим рассмотреть исполнительную функцию, как фактор заикания. Но она является основополагающим фактором, который поддерживает все процессы, связанные с развитием заикания: языковые, моторные, сенсорные и эмоциональные. Поэтому изучение особенностей реализации исполнительной функции у детей с заиканием должно привести к более глубокому пониманию самого расстройства речи. Научные исследования исполнительной функции, в которых принимали участие дети с заиканием и их сверстники без речевых расстройств, показали противоречивые результаты. Это вполне ожидаемо, поскольку в исследованиях всегда используют разные метрики и условия для получения результата:

  • использование стимулов разной модальности - зрительные и слуховые;
  • уровень сложности задания и варианты ответов - действие или устный ответ;
  • условия, в которых проводят эксперимент - естественные или лабораторные;
  • предмет исследования и критерии оценки - скорость или точность и т.п.


Однако, если рассматривать все исследования в совокупности, большинство данных  указывает на то, что у детей с заиканием более низкий уровень самоконтроля, оперативной памяти и когнитивной гибкости. Некоторые исследования также показали, что дети с заиканием в семь раз чаще имеют клинически значимый дефицит исполнительной функции, чем их сверстники. 

Очевидно, необходимо проводить дополнительные исследования. Но даже если теоретически рассмотреть проблему, то мы можем сделать вывод, что исполнительная функция играет существенную роль в развитии заикания. Важно подчеркнуть двустороннюю взаимосвязь между исполнительной функцией и процессами, которые тесно соприкасаются с языковыми и моторными функциями, а также эмоциями. Это означает что недостаточность развития языка и/или моторики, может привести к недостаточности исполнительной функции и наоборот. Более того, если исполнительная функция является общей для многих сфер развития, то слабость одного процесса (например, моторики) может повлиять на другие процессы (например, развитие речи) через эти общие когнитивные ресурсы.

Шамардина Анастасия - автор перевода и адаптации, август 2024

Из книги "Заикание и сопутствующие расстройства беглости речи"  Patricia M. Zebrowski, PhD, CCC-SLP, Julie D. Anderson, PhD, CCC-SLP