Заикание у взрослых

Заикание у взрослых в современной логопедической науке и практике считается хроническим речевым расстройством. Заикание — нарушение, в котором сочетаются речевые, двигательные и психологические особенности.

Нарушения речи — главный компонент в структуре заикания. Они обусловлены судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Ритмическая организация речи при заикании:

Повторение или пролонгация звуков, слогов или слов.
Неестественные паузы между словами или внутри слова.
Нарушение ритмичного и плавного течения речи.

Особенности устного высказывания:

Нарушение произвольности устного высказывания.
Снижение адаптационных возможностей речи в стрессовой ситуации.
Нарушение или полная утрата структурного единства реплик в диалоге.
Нарушение развёрнутости и логической последовательности изложения сообщения в  монологической речи.
Снижение коммуникативных качеств речи: краткость, выразительность, понятность.

При заикании формируются особенности двигательной сферы:

Напряженность мышц, которая проявляется в виде неподвижности, скованности пояса верхних  конечностей, груди, шеи, лица в момент выраженных речевых затруднений.

Наличие вспомогательных движений, уловок, которые появляются у заикающихся сознательно  с целью замаскировать или облегчить возникающие речевые трудности. Уловки наблюдаются в  общей моторике рук, ног, корпуса, головы и др.

Психологические особенности:

Избегание сложных речевых ситуаций.
Страх речи, который способствует усилению запинок.
Опасения невозможности реализации речевой функции, тревожное  ожидание неудачи в  коммуникации.

Логопеды могут сильно помочь вам....если вы не знаете, что с вами происходит при ступорах,  важно понять, как работает речевой аппарат, осознать, что он должен быть свободным и расслабленным... квалифицированный логопед сумеет этот процесс облегчить.

Джон Харрисон

Методы коррекции заикания

Современные методы логопедической коррекции заикания способны значительно снизить степень и частоту проявления запинок  у взрослого человека в повседневной жизни. При этом речь сохраняет своё естественное звучание.

Направления работы:

1. Обучение технике речи, которая используется только на занятии.
2. Совершенствование языковой компетентности — построение устного высказывания, которое обладает следующими свойствами: фонетическая точность, грамотность, полнота активного словарного запаса.
3. Повышение уровня коммуникативных качеств речи — чистота, логичность, доступность речи и др.
4. Повышение уровня  речевой компетенции — свободное практическое владение речью, умение говорить плавно и бегло, как в динамичном диалоге, так и в монологической речи.
5. Развитие эмоционально-экспрессивной окраски речи — интонационная выразительность, полнота звучания голоса.