Невербальный стимульный материал на логопедических занятиях.

Современная теория и практика коррекции заикания у взрослых рассматривает это явление как системную проблему, в которой речевое нарушение сочетается с психолингвистическими, социально-психологическими и двигательными особенностями.

 

Процесс индивидуальной логопедической работы с подростками и взрослыми, имеющими заикание,  предполагает решение задач коррекции речевых нарушений и других психофизиологических и психологических аспектов, которые негативно сказываются на речевой деятельности клиента.
Объединить решение коррекционных задач помогает использование  упражнений с невербальным стимульным материалом: фигуры Тейлора и Рея-Остеррица, рисунки Херлуфа Бидструпа, карточки теста Тематической апперцепции, стимульный материал теста Розенцвейга.

 

Невербальный стимульный материал представлен в наглядной форме — графические изображения, рисунки или чертежи, неоднозначные изображения с отсутствием вербального подкрепления в виде текста или развёрнутой устной инструкции.  Клиент должен интерпретировать, дополнять, развивать, конструировать неопределённые стимулы с помощью устной речи.

 

Главный принцип использования невербального материала - отсутствие директивности, чётких рамок, правил. Это снижает ситуативную тревожность, связанную с необходимостью говорить "правильно", контролировать речь.

 

В практической деятельности использование невербальных стимулов позволяет решать следующие задачи:

  • Помогает наладить эмоциональный контакт с клиентом.
  • Снижает ситуативную тревожность, связанную с необходимостью вести диалог.
  • Способствует накоплению позитивного опыта реализации речевой функции.
  • Ограничение вербальных стимулов снижает речевой контроль и общее мышечное напряжение в теле.

 

Фигуры Тейлора и Рея-Остеррица.

Предназначены для формирования дедуктивной стратегии копирования — последовательного перехода от целого к отдельным частям изображения элементов фигуры. Копирование фигур включено в структуру индивидуального логопедического занятия  с целью переключения внимания с речевой деятельности на другие виды работы.
Фигуры Тейлора и Рея-Остеррица помогают совершенствовать стратегию целостного двигательного акта, имеющего начало и конец, что оказывает благоприятное влияние на реализацию словесного динамического стереотипа.

Клиенту предлагается перерисовать фигуры с максимальной точностью, вплоть до фотографического копирования. Время выполнения задания не ограничивается.

Тест фрустрационных реакций Розенцвейга.

Материал теста представляет собой набор из 24 рисунков, на которых изображены персонажи в  качестве объекта обвинений, или в ситуации прямого способа фрустрации — обескураживание,  препятствие, сбивания с толку. Клиенту предлагается дать ответ на слова одного из персонажей картинки. Ответ должен быть простым: ограниченным по длине и содержанию.

Комиксы Херлуфа Бидструпа.

Небольшие юмористические рассказы в картинках. Использование картинок способствует формированию произвольности устной речи и накоплению положительного опыта речевой деятельности. Клиент составляет рассказ составляется в произвольной форме. Допускается проговаривание деталей изображения на каждой картинке, озвучивание персонажей, присвоение им имён и характеров.

 

Тест тематической апперцепции.

Представляет собой набор чёрно-белых фотографических карточек. Его задача заключается в составлении сюжетных рассказов на основе изображённой на каждой картинке ситуации. Клиенту предлагается рассказать историю, опираясь на сюжет картины. Можно предложить план рассказа: «Что за ситуация на картинке, что происходит с людьми, есть ли у них какие-нибудь переживания, чувства или эмоции. Что думают люди, изображённые на картинке, их рассуждения, воспоминания, мысли и решения». Допускается проговаривание деталей изображения: предметы одежды, мебели и т. п.

Невербальный стимульный материал, рассматриваемый в статье, располагается в порядке постепенного усложнения материала в зависимости от степени реализации устной речи и развёрнутости высказываний.

Данный стимульный материал может быть использован на самостоятельных логопедических занятиях.

Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог.