На каких звуках чаще появляется заикание у детей и взрослых? Почему это происходит?

Заикание - не случайное явление, поскольку существуют определённые закономерности проявления заикания как в пределах высказывания, так и в типах слов и звуков, на которых возникают трудности. 
Наблюдения показали, что взрослые чаще всего заикаются при произношении:

  •  длинных слов (5 и более фонем)
  • первых слов в предложении
  • слов, начинающихся с согласных звуков
  • самостоятельных слов - существительные, глаголы, прилагательные и наречия

Перечисленные особенности встречаются и у детей с заиканием, за одним исключением - в речи детей младшего возраста заикание затрагивает и служебные части речи (союзы, предлоги, частицы). Возможно, это связано с особенностями построения высказывания в детском возрасте, когда служебные слова оказываются в начале предложения.

Исследователи выявили множество других лексических, фонетических и синтаксических трудностей при заикании. Некоторые из них встречаются только у детей, а некоторые - только у взрослых. Обобщённые данные этих исследований мы рассмотрим ниже.

Лингвистические характеристики слов и высказываний, в которых чаще проявляется заикание

Лексика - слова

Узнаваемость слова: проявление заикания более вероятно в новых и незнакомых словах, и менее вероятно в знакомых и часто употребляемых.

Грамматический класс слова: в знаменательных словах заикание проявляется чаще, чем в служебных. Другими словами, в речевом потоке заикание чаще возникает на словах, котрые обозначают предметы, действия или признаки. Реже запинки встречаются при произношении предлогов, местоимений и частиц. В детском возрасте заикание может проявляться и в служебных словах.

Длина слова: заикание чаще проявляется в длинных словах, в которых количество слогов больше трёх (средняя длина слова). В коротких словах заикание проявляется реже.

Фонетика - звуки

Позиция фонемы в слове: заикание часто характеризуется тем, что проявляется на звуков в начале слов или высказываний. Гораздо реже трудности встречаются в фонемах, которые находятся в середине или в конце слова.

Акустическая частота фонемы: низкочастотные фонемы (п,б,м,н,у) чаще попадают в поле проявления запинок, чем высокочастотные (п',б',м',н').

Словесное ударение: в ударной позиции звука заикание проявляется чаще, чем в безударной.

Стечения согласных (кластеры): в длинных стечениях согласных звуков (без гласных между ними, как в слове "здравствуйте") заикание возникает чаще, чем в коротких кластерах.

Акустическая частота кластеров: в стечениях согласных, которые состоят из низкочастотных фонем, вероятность проявления заикания выше, чем в высокочастотных кластерах.

Синтаксис - словосочетания и предложения

Усвоение речи: в новых речевых конструкциях заикание проявляется чаще, чем в хорошо знакомых (яркий и характерный признак детского заикания).

Синтаксическая сложность: в сложных сочетаниях слов и предложениях вероятность проявления заикания выше, чем в простых - односложных и двусложных.

Длина высказывания: длинные фразы и высказывания чаще попадают в поле заикания, короткие значительно реже.

Грамматические ошибки: наличие в высказываниях грамматических ошибок также влияет на вероятность проявления заикания. Частые ошибки повышают вероятность возникновения запинок в речи.

Место в высказывании/фразе: в начале фразы заикание проявляется чаще, чем в середине и в конце

Смысловой центр (грамматическая основа): вероятность проявления заикания перед смысловым центром выше, чем в границах или в конце грамматической основы.

 

 

 

 

Важно отметить, что эти данные обобщают результаты большинства исследований. Но перечисленные трудности не являются общей закономерностью для всех детей или взрослых с заиканием. Схожие трудности наблюдаются и в нормотипичной речи, а также при других расстройствах моторной реализации речи. Например, в  процессе коррекции нарушений звукопроизношения, важно учитывать тот факт, что ребёнок будет хуже произносить новый звук в незнакомых словах и фразах, хотя в хорошо знакомых высказываниях фонема будет звучать чётко.

Почему заикание чаще возникает на определённых типах слов и позициях звука или слога?

Во-первых, это обусловлено тем, что некоторые слова и фразы сложные для устного воспроизведения сами по себе. Это увеличивает вероятность возникновения запинок и пауз. Другими словами, они предъявляют к говорящему больше лингвистических и когнитивных требований. Например, возьмём два высказывания: “Ослы - это хорошо” и “Собаки - это хорошо”. Очевидно, что первая фраза более сложная в плане фонологической обработки и речедвигательного программирования. Слово “ослы” употребляется реже, чем слово “собака” и состоит преимущественно из фонем средненизких частот, поэтому вероятность возникновения заикания в первой фразе выше, чем во второй.

Важно учитывать, что поостоянное усложнение языка и повышение лингвистических требований может привести к нарушениям плавности речи у ребёнка который находится в процессе раннего речевого развития

Во-вторых, существует мнение заикающиеся люди испытывают трудности с обработкой речи (т. е. семантической, лексической, фонетической или синтаксической). Поэтому, когда они сталкиваются с проблемами в этой и без того уязвимой системе, результатом становится заикание. В любом случае, в настоящее время не сущетвует окончательного ответа на вопрос, почему заикание возникает в определённых звуках или словах. Мы можем только предположить, что заикание - напрямую или косвенно - связано с процессом планирования речи.

Авторский перевод - Шамардина Анастасия - логопед, нейродефектолог, апрель 2024

Источник "Stuttering and Related Disorders of Fluency", Patricia M. Zebrowski, PhD, CCC-SLP