Как проводить индивидуальные логопедические занятия со взрослыми?

Опубликовано 23 сентября 2018 года


Индивидуальные логопедические занятия — способ коррекции нарушений речи у взрослых. Преимущество индивидуальной работы состоит в том, что моделируется ситуация общения двух собеседников. Взрослый человек с нарушениями речи часто сталкивается с коммуникативными неудачами, когда использует устную речь при взаимодействии с другими людьми. Индивидуальные логопедические занятия помогают создать благоприятную обстановку для положительного коммуникативного опыта.

Главная цель индивидуальной логопедической работы - естественное звучание речи и накопление положительного опыта реализации речевой функции

Задачи индивидуального логопедического занятия:
1. Освоение техники речи, которая используются только на занятии.
2. Повышение уровня языковой компетентности — построение устного высказывания, которое обладает следующими свойствами: фонетическая точность, грамотность, полнота активного словарного запаса.
3. Улучшение коммуникативных качеств речи — чистота, логичность, точность, доступность и правильность высказывания.
4. Повышение уровня коммуникативной компетентности — свободное практическое владение речью, умение говорить естественно и бегло, как в динамичном диалоге, так и в монологической речи.
5. Развитие эмоционально-экспрессивной окраски речи — интонационная выразительность, полнота звучания голоса.

Структура индивидуального логопедического занятия

Разминка —  выполнение дыхательных, артикуляционных и голосовых упражнений с целью настроя на занятие и подготовки мышц и нервной системы к речевой работе. Разминка выполняется в начале занятия и продолжается не более 15 минут.
Речевые упражнения — основная часть занятия - задания, которые используются для получения желаемой устной или письменной речевой продукции. Продолжительность основной части занятия - от 45 до 60 минут.

 

Речевой материал для логопедических занятий со взрослыми

Триады слов разной слоговой структуры

АВГУСТ АТОМ АЗИЯ/ АВТОРСКИЙ АМПУЛЬНЫЙ БАРСТВЕННОСТЬ/ АВАНТАЖНЫЙ АВАНГАРДНЫЙ АЛАВАСТРОВЫЙ//


Слоги, слова, словосочетания, предложения для одного звука

СКРА-СКРО-СКРУ-СКРЫ СКРА-СКРО-СКРУ-СКРЫ/

АСТ-ЯСТ/ ОСТ-ЁСТ/ УСТ-ЮСТ/ ЭСТ-ЕСТ/ ЫСТ-ИСТ//

САБОТАЖ САДОВОД СОКОЛОК/ СОЛЕВАР СУВЕНИР СУДОВОЙ//

Советский санаторий/ сахарные соты/ суконная сумка/ солёная салака/ соевый соус//

Светлана  скрашивала студенческую сценку «Садовая станция» своей сказочной скромностью.

 

Стихи, небольшие рассказы и отрывки из художественных произведений

Например, С.А.Есенин «Разбуди меня завтра рано...» А.С.Пушкин «Зимний вечер», А.Блок «Девушка пела в церковном хоре»,

басни Эзопа «Орёл и лисица», «Дикие козы и пастух».


Выразительные средства литературного языка:

  • фразеологизмы - первые шаги, перебирать в памяти, перевернуть с ног на голову.
  • пословицы - пень не околица, пустая речь — не пословица.
  • поговорки - первый звон — пропадай сон; другой звон — земной поклон; третий звон — из дому вон.
  • афоризмы -  прежде чем ополчаться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины его породившие.


Вопросы на разные темы для обсуждения (образование, культура, карьера), анкеты, моральные дилеммы
Какое у вас образование?
Как вы относитесь к введению ЕГЭ?
Вы удовлетворены качеством знаний, полученных вами в ВУЗе?
Посещаете ли вы встречи выпускников?
Вспоминаете ли вы о школе с теплотой?
Что чаще всего вам вспоминается из школьной поры?


Готовые речевые формулы, фразы и диалоги для различных коммуникативных ситуаций

Вы не можете знать это наверняка.
Ваши доводы меня не убедили.
Аргументируйте ваше утверждение.
Возможно вы правы, но у меня другое мнение.
Могу предположить, что вы недостаточно хорошо разбираетесь в данном вопросе.
Поясните, пожалуйста, что вы подразумеваете под этим словом.


Невербальный стимульный материал — графические изображения, рисунки, чертежи, неоднозначные изображения с отсутствием вербального подкрепления в виде текста

Виды речевых упражнений

Чтение вслух — все слова, предложения и тексты важно сначала прочитать вслух, используя технику речи — ритмизацию, усиление голоса, паузирование.

 

Чтение под музыку — выразительное чтение стихов или прозы под специально подобранную классическую музыку.

 

Объяснение значения выразительных средств литературного языка — устная интерпретация значения пословиц, поговорок, фразеологизмов и афоризмов.

 

Трудные звуки — проговаривание линейных фонетических единиц: слогов, слов, словосочетаний и предложений, которые включают звук, сложный для моторной реализации в устной речи.

 

Диалог — вопросно-ответная, форма работы, при которой создаются условия для беседы на заданную тему с заранее подготовленными вопросами.

 

Монолог — описание картин, составление рассказов, рассуждение, речевая импровизация на определённую тему с предоставлением опорных слов.

 

Объяснение значений слов — подробное устное высказывание, которое максимально точно и доступно раскрывает значение слова, предмета или явления. Слова можно объяснять любым из способов, перечисленных ниже:

  • подбор синонимов к слову;
  • классификация — отнесение поясняемого слова к классу предметов;
  • перечисление объектов, которые называются этим словом;
  • описание явления или предмета, который обозначает данное слово;
  • использование нескольких способов объяснения для развёрнутого высказывания.

 

Говорить, читать и рассуждать нужно с помощью комфортного способа техники речи. Речевые упражнения в процессе индивидуального занятия распределяются в порядке убывающей сложности. В начале занятия всегда выполняются самые сложные упражнения.

Автор статьи, упражнений и рекомендаций - Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог.

 

Готовые занятия для работы со взрослыми можно найти в разделах Dictionbolix и Speechbolix