Буллинг в школе и заикание: как защитить ребёнка — советы учителю
Каждый ребёнок имеет право на безопасное пребывание в школе: в классе, столовой или в туалете. Дети должны спокойно ходить по школьным коридорам и без страха возвращаться домой после школы. В современных школах существует проблема травли одних учащихся другими.
Буллинг — заимствованное слово, которое в переводе означает «травля, запугивание, преследование». Эта форма агрессии имеет три особенности:
а) намеренное причинение вреда жертве
б) повторение эпизодов запугивания жертвы
в) неустойчивость влияния агрессора на жертву
Буллинг — проблема современных школ, которая влияет на успеваемость, самооценку, физическое и психологическое здоровье учащихся, которые стали жертвами травли. По данным исследований, проведённых в 2007 году в школах США, жертвами булинга становится 36% учащихся. В Европе опыт школьной травли переживают до 45% мальчиков и 11% девочек. Россия занимает четвёртое место по буллингу среди европейских стран. Запугивание или травля в школе нередко приводит к повышению уровня тревожности, развитию депрессии и появлению суицидальных мыслей.
Выделяют четыре главные роли участников буллинга:
1) агрессор/преследователь
2) жертва
3) агрессор-жертва
4) свидетели
К сожалению, участники буллинга не носят бейджики, по которым можно было бы их различать. Существует стереотип — в роли агрессора мы представляем себе физически более развитых учеников, которые бросают вызов школьным правилам, громко разговаривают, нецензурно выражаются и плохо учатся. Но нередко агрессорами становятся лидеры класса, любимцы учителей, чемпионы школы по спортивным или интеллектуальным соревнованиям и одарённые дети.
Жертвы травли, как правило, более чувствительны и тревожны, склонны к слезам, слабы физически, у них низкая самооценка, ограниченный круг общения, и они предпочитают проводить время со взрослыми. Типичная жертва буллинга — замкнутый ученик с поведенческими или физическими особенностями, негативными убеждениями о самом себе и социальными трудностями.
Агрессор-жертва — с одной стороны они провоцируют преследование жертвы в классе, с другой стороны — сами являются жертвами буллинга в других социальных группах.
Свидетели — большинство участников ситуации травли — практически все остальные учащиеся в классе становятся невольными свидетелями преследования жертвы. Свидетели также могут разделять роли:
1) сторонник агрессора, одобряющий его поведение
2) защитник жертвы
3) тихие зрители, которые боятся и не знают, что делать
Социальная дилемма свидетелей буллинга — следует попытаться прекратить травлю и одновременно страшно лишиться собственной безопасности и статуса в детском коллективе.
Буллинг ухудшает социальный климат в классе — слабеет способность к эмпатии учащихся, страх, ощущение небезопасности социальной среды, стыд за своё бездействие или желание присоединится к агрессору.
Различают четыре типа воздействий преследователей на жертву:
1) физическое воздействие: избиение, толкание, удары ногой, повреждение личных вещей жертвы
2) словесное: оскорбление, клевета, сплетни
3) игнорирование — исключение жертвы из социальных групп
4) кибербуллинг — намеренные оскорбления с помощью современных средств коммуникации — SMS, мессенджеры, чаты и т. п.
К сожалению, тенденции современного общества таковы, что жертвами преследования в школе часто становятся дети с физическими особенностями. Включение таких детей в общую образовательную среду произошло сравнительно недавно и обычные дети, их родители и учителя, часто относятся нетерпимо к этой ситуации и иногда провоцируют преследование.
Нередко жертвами буллинга становятся дети с такими речевыми трудностями, как заикание. Учащимся с заиканием особенно сложно постоять за себя в ситуации насмешек, агрессии или преследования, поскольку затруднён навык произвольной речи и проблема усугубляется в стрессовой ситуации. Ситуация запугивания или насмешек заставляет учащихся с заиканием обратиться к логопеду, чтобы изменить свою речь и решить проблему издевательств со стороны сверстников. У каждого логопеда есть ученики, которые столкнулись с проблемой травли в школе из-за заикания. С 2004 года в Государственном университете штата Пенсильвания проводятся ежегодные исследования с участием студентов, были жертвами травли в школе из-за заикания.
Исследования показали, что такие дети с заиканием подвергаются травле со стороны сверстников, чем дети без речевых проблем. Также исследователи выявили взаимосвязь между уровнем самооценки и тревожности учеников с заиканием, и эпизодов преследований со стороны агрессоров: тревожные и эмоционально уязвимые дети с заиканием чаще становятся жертвами буллинга.
Учителя и логопеды — люди, которые могут повлиять на ситуацию преследования в классе и даже остановить издевательства. Несколько простых советов помогут учителям справиться с ситуацией буллинга в отношении учеников с заиканием.
- Побеседуйте с учеником наедине, чтобы он почувствовал вашу поддержку и готовность помочь.
- Не стоит ограничивать его в устных ответах: задавайте ему такие вопросы, на которые он сможет ответить с помощью нескольких слов.
- Установите общий регламент для устных ответов: 5 минут для каждого ученика.
- Пресекайте любые попытки насмешек или агрессии в отношении учеников с заиканием.
- Обязательно побеседуйте с обидчиком наедине. Объясните ему, что такое поведение недопустимо и ученик может проявить понимание и дружелюбное отношение.
- Если проблема преследования сохраняется, обязательно поставьте в известность родителей, школьного логопеда, психолога и директора.
Рекомендации по общению с заикающимися школьниками:
- воздержитесь от советов типа «расслабься», «остановись», «вдохни», лучше скажите: «Всё в порядке, мы тебя слушаем»;
- не договаривайте слово или фразу за ученика — это вызовет дополнительное волнение;
- покажите ученику, что вы внимательно слушаете ЧТО он говорит, а не КАК он это делает;
- говорите спокойно, при этом не стоит специально замедлять свою речь и говорить неестественно;
- никогда не передразнивайте ученика и не стыдите его из-за заикания — он не принимает решение заикаться и часто не справляется с речевыми трудностями, особенно, когда сильно волнуется.
Источники:
Бочавер А.А. Холмов К.Д. Буллинг как объект исследовний и культурный феномен. - Психология. Журнал ВШЭ, 2013
Gordon W. Blood, Ph.D. Bullying and SLPs: Enhancing Our Roles as Advocates. The Stuttering Foundation, 2012
Gordon W. Blood, Ingrid M Blood Victims Seeking Help from Speech-Language Pathologists: Bullying, Preparedness, and Perceptions. - The Pennsylvania State, 2016
Автор перевода и адаптации статей - Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог. - Москва, 2019