Если вам кажется, что ваш ребёнок заикается

Если ваш ребенок затрудняется говорить, повторяет  отдельные слоги, слова или фразы, можно предположить, что у него заикание. Это может быть временное изменение нормального темпа речи, через которое проходят все дети, когда учатся разговаривать.

Данная статья поможет вам понять разницу между нормальным речевым развитием и заиканием.

Нормальное расстройство темпа речи у  ребенка

В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова только один раз при-примерно так. Потеря плавности речи может также проявляться в некоторых затруднениях в начале речи и заполнением речевых пауз звуками типа «эээ...», «ммм....». Нарушение темпа речи появляется в возрасте от полутора до пяти лет. Затем плавность речи восстанавливается. Обычно это означает, что ребенок учится использовать языковую систему  в новых ситуациях.

Если потеря плавности речи проходит, а затем возвращается через какое-то время, это означает, что ваш ребенок проходит новую стадию речевого развития.

Ребенок с лёгкой степенью заикания

В этом случае ребёнок повторяет слоги или слова более двух раз, при-при-при-примерно так. Возникающее при этом напряжение становится заметным, особенно в лицевых мышцах и в мышцах вокруг рта.

Вместе с повторениями может измениться подача голоса. Иногда у ребёнка будет возникать так называемый «ступор» - отсутствие воздуха или голоса в течение нескольких секунд.

Расстройство плавности речи может приходить и уходить, но запинки присутствуют постоянно.

Попробуйте разговаривать с вашим ребёнком медленно и спокойно. Приучите к этому других членов семьи. Нельзя говорить неестественно медленно. Пусть ваша речь будет неторопливой с большим количеством пауз.

Медленная  и спокойная речь особенно эффективна, когда один из родителей каждый день посвящает свое время ребенку. Несколько минут общения, когда  ребёнок рассказывает вам всё, что у него на уме, должны стать обязательным ежедневным мероприятием.

Когда ребёнок говорит с вами или задаёт вам вопрос, обязательно сделайте небольшую паузу перед тем, как ответить. Это поможет сделать речь вашего ребёнка спокойной и  менее торопливой.

Попытайтесь не расстраиваться и не раздражаться из-за запинок в речи ребенка. Помните, он старается и осваивает новые речевые навыки также, как и другие дети. Ему очень поможет ваше терпение и понимание.

Небольшие повторения или растягивание звуков — самая лёгкая форма заикания. Лучше разговаривать так, чем сильно заикаться и избегать произносить отдельные слова.

Если ваш ребенок расстраивается, когда его заикание усиливается время от времени, приободрите его. Некоторым детям помогают слова: «Я знаю, иногда трудно говорить... но многие люди «застревают» на словах... это нормально...». Других детей, когда они расстроены, могут успокоить объятия или прикосновение.

Ребёнок с тяжелым заиканием

Если в речи вашего ребёнка встречается более 10% запинок и он произносит звуки со значительным усилием и напряжением, или избегает произносить некоторые слова, а также использует дополнительные звуки, чтобы что-то сказать, лучше обратиться к специалисту по заиканию и пройти курс коррекции.

Так называемый ступор в речи встречается чаще, чем просто повторения или пролонгация звуков. Потеря плавности речи проявляется в особо значимых ситуациях.

Обратитесь в поликлинику к неврологу или логопеду для получения направления на лечение. У логопеда должен быть сертификат который даёт право заниматься коррекцией  заикания.

Эти рекомендации обязательны и для детей с лёгкой степенью заикания. Помните, что замедление вашей собственной речи гораздо полезнее ребёнку, чем ваши просьбы говорить медленнее.

Поощряйте попытки ребёнка поговорить с вами о заикании. Будьте чуткими и терпеливыми в этот момент. Часто при  заикании большую роль в его проявлении играет страх речи, чем регулярность  запинок и остановок в речи.

Автор перевода — Шамардина Анастасия — логопед-дефектолог