Техника речи на индивидуальных логопедических занятиях со взрослыми.
Техника устной речи — набор практических навыков, применяемых для оптимального звучания речи, владение приёмами эффективной реализации устной речи как средства общения.
Практические навыки — компоненты техники речи — реализуются в периферическом отделе речевого аппарата, который представлен дыхательным, голосовым и артикуляционным отделами.
Основная цель использования техники речи на логопедическом занятии - улучшение устной речи в повседневной жизни без утраты её естественного звучания.
Овладение и совершенствование техникой устной речи предполагает:
- усвоение диафрагмального типа дыхания;
- приобретение навыков рациональной голосоподачи;
- активизацию работы мышц артикуляционного аппарата;
- изменение темпо-ритмической организации речи;
- синтагмирование и паузирование речи;
- интонационное оформление устного высказывания.
Перечисленные практические навыки положительно влияют на естественное звучание речи. Техника речи используется только на логопедическом занятии.
Диафрагмальное дыхание - участие мышц диафрагмы в виде движений передней брюшной стенки на вдохе и выдохе, в процессе устного речевого высказывания.
Рациональная голосоподача предполагает овладение навыками мягкой атаки мышц голосового аппарата и задействование грудного резонатора в процессе голосообразования.
Техника устной речи предполагает овладение правильным артикуляционным укладом различных групп звуков. Активная работа мышц артикуляционного аппарата улучшает чёткость звучания речи и работу органов артикуляции в полном объёме, без напряжения.
Интонационное оформление устного высказывания предполагает изучение закономерностей мелодического оформления речи и динамики звучания отдельных слов. Интонация зависит от ситуации и повышается или понижается. Интонационные конструкции осваиваются по правилам языковой системы, которая применяется как средство общения.
Темпо-ритмическая организация речи предполагает ритмизацию речи и её сопровождение движениями правой или левой руки. Способы ритмизирования речи:
- Теппинг и послоговой ритм – выделение каждого слога ударом руки, одного или нескольких пальцев. Каждый удар приходится на гласный звук. В результате такой ритмизации слоги выравниваются по длительности звучания, снимается редукция предударных и заударных гласных звуков, речь звучит плавно и стройно.
- Плавное дирижирование и пословный ритм — движение кисти руки в сочетании с произнесением каждого слова фразы. При этом рука движется на каждое слово от себя к себе. Особенно интенсивное движение осуществляется на ударный слог слова. Скорость и ритм движения руки подбираются индивидуально.
- Информативные жесты и синтагменный ритм – сопровождение устного высказывания естественными жестами. Синтагма — законченная мысль в высказывании, ограниченная паузами, объединённая интонацией. Сопровождение каждой фразы информативными жестами помогает речи звучать естественно.
Принципы применения техники речи на индивидуальных логопедических занятиях:
- Техника речи используется только в момент выполнения речевых упражнений.
- Логопед контролирует правильность техники речи.
- Приёмы не заменяют естественно звучащую речь в повседневной жизни.
Техника речи организует темп, ритм и плавность речевого высказывания улучшает просодическую сторону речи, оптимизирует решение коррекционных задач в процессе индивидуальных логопедических занятий со взрослыми людьми с такими нарушениями речи как: заикание, дизартрия и др.
Автор публикации - Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог
Готовые занятия для коррекции речи у взрослых Dictionbolix и Speechbolix