Блогер с дислексией: диагностика проблемы и рекомендации от логопеда для взрослых

Эстер Нефф - блогер платформы Яндекс.Дзен, автор канала “Мама.Мода.Красота”. Эстер не так просто писать статьи из-за трудностей работы с текстом: “Я пишу безграмотно, но не замечаю этого. Мне трудно запомнить, как пишутся слова. Поэтому на моём канале есть редактор, который проверяет мои статьи, чтобы не было ошибок”. Проблемы начались в детстве и сохраняются во взрослом возрасте: “В аттестате у меня тройка по русскому. Но в институте особых проблем не было. Знания по химии, биологии и анатомии для медика важнее, чем русский язык”

В советское время не было принято диагностировать дислексию и детей записывали в отстающие из-за устойчивых ошибок в тетради и проблем с чтением. Такие дети, не испытывают серьёзных трудностей с математикой или другими предметами. Но они сильно переживают из-за сложностей с русским языком и чтением. Эти проблемы и чувства сохраняются и во взрослом возрасте. Поэтому важно обратиться к специалисту для диагностики и коррекции.

Дислексия - проблема, которая не обходит стороной и известных личностей. Даже великие писатели и учёные страдали расстройством письменной речи: Леонардо да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Альберт Эйнштейн, Владимир Маяковский, Фёдор Бондарчук

Эстер попросила меня провести консультацию и опубликовать результаты в статье, чтобы другие взрослые люди с дисклексией, могли понять, что они не одиноки и могут справиться со своей проблемой. Предлагаю вам более детально рассмотреть результаты тестов для Эстер.

На логопедической консультации взрослым не предлагают вспомнить школьные правила или писать диктант. Обычно логопед обследует разные формы речи: диалог, монолог, объём словарного запаса и т.д. А также предлагает выполнить тесты на коммуникативные качества личности. Это помогает комплексно изучить проблему и причины конкретного речевого расстройства. В конце консультации мы выделяем слабые и сильные стороны речи, которые обязательно учитываем в процессе коррекции.

Коммуникативные качества личности

По результатам тестирования Эстер оказалась человеком, который обладает дружелюбной манерой общения, способностью к эмпатии и хорошей саморегуляцией. Широкий круг общения, личное обаяние и умение преобразовать конфликтные ситуации во взаимовыгодные помогают Эстер реализовывать социально одобряемые модели поведения в личной и профессиональной сфере.

Стрессогенные ситуации для речи

Обычно в подобных ситуациях речевые проблемы проявляются очень ярко. Для Эстер такими ситуациями являются: монотонная деятельность, тщательная и кропотливая работа. Постоянный внешний контроль, недооценка заслуг, выражение сомнений в личных достоинствах и равнодушие окружающих могут усугубить речевые проблемы.

Слабые стороны речи

Проблемы с вербальной памятью - трудно запомнить слова или пересказать текст, который только что был прочитан. Недостаточный словарный запас - 50 тысяч слов в пассивном словаре.  Проблемы с объяснением значений слов и подборе точной лексики для выражения собственных мыслей. Трудности оформления речи - быстрый переход с одной темы на другую, избегание сложных фраз и развёрнутых высказываний.

Сильные стороны речи

Сильные механизмы компенсации речевых проблем  - лёгкая обучаемость и восприимчивость к положительным изменениям. Акустические характеристики: умеренный темп речи и чёткое произношение, модулированный голос и разнообразная эмоциональная окраска. Скорость чтения соответствует возрастной норме, несмотря на все трудности. Выразительное и эмоциональное чтение стихов и текста. Интересное и оригинальное повествование, внимание к деталям при составлении описательных рассказов и рассуждений.

Сильные стороны речи - опора для коррекции проблем. В данной ситуации мы видим очень благоприятную картину и прогноз - при регулярных занятиях проблемы с текстом и чтением скорректируются. При этом важно отметить, что возраст - не является препятствием для устранения трудностей. Взрослые люди обычно очень внимательно относятся к себе и быстро усваивают методы и приёмы коррекции речи.

Рекомендации для Эстер

  • увеличение словарного запаса
  • описание сюжета картин или фотографий с опорой на детали, реплики и эмоции
  • введение в повседневную жизнь практики диалога -  бруть интервью у близких и друзей
  • чтение вслух интересной и несложной художественной литературы - по 1-2 страницы в день
  • тренировка построения развёрнутой фразы по схеме - слово - классификация - описание - ассоциации
  • при написании текстов использовать редакторы и корректоров, которые помогут обнаружить все ошибки в тексте

Мы благодарим Эстер Нефф за приятное общение, а также готовность изменить себя и свою речь к лучшему

Автор текста - Шамардина Анастасия - логопед для взрослых, профессиональный тренер дикции и голоса