Как начать гордиться заиканием и принимать его - основные принципы коррекционного подхода для логопедов. Часть I

Что означает слово “гордость”?

Гордость - это принятие того, что мы прекрасны такими, какие мы есть, у нас есть право быть собой, несмотря на стандарты, в которые мы не вписываемся. Гордость объединяет людей и становится позитивным социальным движением, которое одобряет разнообразие. Такую гордость можно культивировать и привлекать единомышленников

Стыд - противоположное чувство, которое говорит нам, что в этом мире нет места разнообразию. Стыд неразрывно связан с представлениями общества о том, что является нормальным и ненормальным, приемлемым и неприемлемым. Чувство стыда также можно возвести в культ. Это чувство может быть навязано извне безобидной шуткой, открытым неприятием и уверенностью в том, что только плавная речь избавит от чувства стыда

“Суть нашей проблемы заключается в том, что мы говорим с запинками, остановками и повторами из-за специфических генетических и неврологических факторов. С другой стороны, наша беспомощность увеличивается за счёт быстрого темпа жизни общества: люди часто прерывают нашу речь, не дают возможности высказаться, нам отказывают в работе из-за речи, стереотипов и предубеждений”

Логопеды и врачи - первые специалисты, к которым идут родители с ребёнком, когда заикание становится проблемой. Они занимают передовые позиции в коррекции речи и имеют влияние на формирование представлений и отношения к заиканию, как у самого человека, с которым они работают, так и у всего общества в целом. Терапевтическое воздействие также может способствовать возникновению чувства вины и стыда из-за заикания. Стыд - это осуждение человеком самого себя. Чувство вины - осуждение себя за неправильное поведение. Если главная цель коррекции - достижение плавной речи в течение длительного времени, это может нанести вред ребёнку и взрослому, когда он, избегая запинок, не сможет контролировать свою речь

Логопедам важно пересмотреть установку о том, плавная речь, лучше заикания, и понять, что речь с запинками не хуже беглой речи и отличается своей индивидуальностью и уникальностью

Как работать с детьми и родителями для уменьшения чувства вины и стыда из-за заикания?

  • Важно не скрывать от ребёнка, что запинки могут возвращаться и в этом нет его вины
  • Используйте терапевтические приёмы, которые помогут уменьшить негативные реакции на заикание
  • Помогите родителям стать для своих детей садовниками, создающими благодатную почву
  • Сформируйте представление, что эпизоды запинок в речи не должны рассматриваться, как неудачи
  • Научите родителей быть открытыми и принимающими своего ребёнка, вместе с запинками в речи
  • Рассказывайте о воспитании позитивной идентичности личности заикающегося в семейном кругу (в мягкой и поддерживающей манере)
  • Научите родителей коррекционным стратегиям, которые используются в отношении ребёнка с заиканием. Это поможет оценить степень сложности и усердия, которое требуются для применения речевых приёмов в жизни
  • Предоставьте родителям контакты групп поддержки, чтобы уменьшить чувство изолированности и тревожности, которое естественно возникает в семьях, воспитывающих ребёнка с речевыми особенностями

Один из современных коррекционных подходов - The Palin PCI - метод работы с детьми, имеющими заикание в возрасте 2-6 лет. Цель терапевтического подхода - формирование у детей позитивного отношения к общению, независимо от того, заикается ребёнок или нет
Это происходит за счёт развития коммуникативной компетенции и создания базы для уверенного общения, которая подразумевает принятие и отсутствие осуждения заикания со стороны близки

Что логопеды могут сделать для взрослых людей с заиканием чтобы уменьшить чувство вины и стыда?

  • Введите в свою практику вопросы о целях и результатах коррекции с точки зрения самого человека с заиканием, учитывайте его видение конечного результата
  • Не забывайте, что стремление к совершенству не имеет границ и может отрицательно повлиять на результаты, особенно если к совершенству стремится только специалист
  • Примите тот факт, что человек с заиканием имеет полное право заикаться, выходить из коррекционного процесса и возвращаться без опасения, что его не примут обратно
  • Забудьте о подсчете количества запинок в речи и сосредоточьтесь на оценке человеком эпизодов лёгкости речи и радости от общения
  • Разрешайте ребёнку или взрослому быть решительным и иногда брать на себя ведущую роль в коррекционном процессе
  • Позвольте людям с заиканием самостоятельно принимать решение о том, что приемлемо и комфортно для их речи и коммуникации

ARTS - терапия избегающего поведения при заикании.  Цель терапевтического подхода - помочь людям говорить то, что они хотят и когда хочется, спонтанно, комфортно и эффективно, без тревоги по поводу заикания. ARTS формирует поведенческую модель, которая предполагает принятие роли человека с заиканием, а не скрывающего свои особенности

Помните, что плавная речь не равнозначна успеху в коррекци, а отсутствие запинок вовсе не означает, что человеку с заиканием легко дается воспроизведение речи. Если в речи заикающегося человека нет запинок, но при этом он испытывает страх и дискомфорт, то успех в коррекционной работе не был достигнут

 

Текст составлен на основании материалов выступления Cultivating Stuttering Pride:Guiding Principles for Speech Language Therapists Voon Pang, BSc Speech Pathology, MNZSTA, CPSP The Stuttering Foundation

Перевод и адаптация материалов - Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог, 29 декабря 2021