Заикание: мои профессиональные знания, опыт и рекомендации логопедам и людям с нарушениям плавности речи

Заикание и логоневроз - одна и та же проблема?

Существует мнение, что логоневроз - это научное обозначение заикания, но это не так - если мы с вами откроем международную классификацию болезней, то увидим термин “заикание” и не найдём “логоневроз”. Обратимся к клинической и психолого-педагогической классификации речевых нарушений и снова обнаружим “заикание” - никакого логоневроза. В современной логопедии заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности речи, связанное с судорогами мышц речевого аппарата. Термины “логоневроз” и “заикание” - не являются синонимами одного и того же нарушения. Более того, они не всегда коррелируют, особенно в детском возрасте. Логоневроз у детей - большая редкость, особенно в инициальной стадии заикания. Логоневроз чаще присутствует в структуре нарушения речи при заикании, но только у подростков и взрослых. Логоневроз - это вторичное явление, которое появляется с опытом общения и усугубляет симптоматику данного расстройства речи

Почему у одних детей появляется заикание, а у других - нет?

Заикание чаще всего появляется у детей в возрасте от 2 до 4 лет, реже после 7 лет, и совсем редко в подростковый период, хотя бывают и такие случаи. Интересно, что из сотни детей одного и того же возраста, заикание проявляется только у одного и, скорее всего, это будет мальчик. Не смотря на многочисленные научные данные, причина появления этого феномена у других детей до сих пор не раскрыта. Однако, исследователи сходятся во мнении, что заикание появляется из-за воздействия нескольких факторов. Например, к возникновению запинок в речи приводит сочетание наследственной предрасположенности и одномоментная психологическая травма. Эти факторы срабатывают только в тот в момент развития ребёнка, когда речь наиболее уязвима - в период становления речевой системы и формирования индивидуального профиля межполушарной асимметрии. Также существует мнение, что заикание формируется у детей с гиперчувствительностью иммунной системы и нарушением сенсорной адаптации.

Заикание проявляется внезапно?

Внезапное возникновение - это визитная карточка заикания - оно появляется неожиданно для родителей и для ребёнка. Совсем недавно ребёнок радовал родителей образцовым речевым развитием, а сегодня не может ни слова сказать без запинки.  Некоторые взрослые хорошо помнят момент из детства, когда появились запинки в речи и стало трудно разговаривать дома или в школе. Если попытаться  установить комплекс причин, которые привели к появлению запинок и свести минимуму их воздействие, то прогноз, относительно плавности речи, будет весьма оптимистичным. Родители могут составить список ситуаций, в которых усиливается проявление запинок и устранить их на время или навсегда. Плавную речь можно вернуть, если своевременно принять меры. При этом стоит избегать установления проблемы с плавностью речи во главу угла, заслоняя этим потребности и индивидуальные особенности ребёнка. Нарушения плавности речи имеют тенденцию к усугублению в том случае, если все силы брошены на “борьбу”, “победу”, “успех” и “избавление”.  Важно действовать разумно.

Что делать родителям, если ребёнок начал заикаться?

Во-первых, родителям надо успокоиться и не драматизировать ситуацию. Родительская тревога и переживания не останутся незамеченными и отразятся на поведении ребёнка. Во-вторых, родители должны безотлагательно принять меры и обратиться за помощью к компетентным специалистам: логопеду, детскому психиатру или неврологу.

Чего не нужно делать родителям:

  • ждать, когда запинки сами пройдут - если это заикание, то оно не пройдёт самостоятельно
  • просить ребёнка говорить нормально - это не сработает, поскольку дети сами не контролируют запинки
  • чрезмерно акцентировать внимание ребёнка - он может не придавать значения запинкам или не подозревать о проблемах
  • обращаться за помощью к сомнительным экспертам - такая помощь может навредить и усугубить запинки
  • обвинять себя или близких - никто не принимает решение начать заикаться и виноватых в этом тоже нет

Можно сказать, что заикание проходит само собой или с возрастом?

Заикание само собой не проходит. Эта проблема имеет склонность усиливаться со временем. Сами собой  проходят физиологические итерации в детском возрасте. Итерации - такие запинки, которые появляются в речи, когда дети учатся применять языковую систему в новых ситуациях. Но отличить физиологические итерации от истинного заикания может только специалист, по результатам комплексного обследования. Если вам кажется, что ребёнок начал заикаться, вы должны записаться на диагностику к логопеду, неврологу и детскому психиатру. Лучше перестраховаться и принять меры вовремя, чем ждать, когда запинки станут усиливаться и инициальное заикание перейдет в хроническую форму. Не опасайтесь визита к такого рода специалистам. Именно детский психиатр может определить истинную природу данного нарушения, выявить причину и назначить правильную схему лечения, если это необходимо.

Бытует мнение, что заикание - это вредная привычка, от которой надо избавиться. Насколько это справедливо?

Заикание - это не привычка, а сложное нарушение речи, которое не поддается произвольной регуляции. Никто не принимает решение начать заикаться. Согласитесь, мы не станем сравнивать нарушения зрения или слуха с привычками. С заиканием и другими речевыми проблемами это происходит чаще, чем хотелось бы. Действительно, при заикании формируется привычный образ жизни, который проявляется в избирательности контактов и в особенностях речевого поведения. Другие привычки, возникающие вследствие заикания - это уловки разного рода, которые делают речь более плавной. Такие привычные действия очень разнообразны, главная их цель - справиться с трудностями в речи, приспособиться к социальной жизни и общению с окружающими людьми. Привычные действия при заикании бывают продуктивными и непродуктивными. Продуктивные привычки помогают преодолеть и нивелировать моторные трудности в речи. К продуктивным привычкам можно отнести регулярные занятия с логопедом, посещение коррекционных курсов, расширение круга контактов и интересов. К непродуктивным привычкам относится отказ от общения, концентрация на речевых и личностных проблемах, жёсткий контроль устной речи.

Как лучше работать над речью при заикании: в группе или индивидуально?

Когда взрослый человек или родители ребёнка принимают решение заниматься коррекцией заикания, перед ними встаёт выбор: заниматься в группе или индивидуально. Групповая терапия подходит для тех, кто испытывает чувство одиночества и изолированности из-за заикания. В группе можно можно познакомиться с другими людьми, у которых есть похожие проблемы с речью. Отчасти в этом заключается терапевтический эффект, который особенно сильно воздействует на подростков.

Плюсы работы в группе:
  • поддержка участников
  • создание модели социума
  • удовольствие от общения
  • личные примеры преодоления трудностей

При всех своих плюсах, групповая работа над улучшением плавности речи подходит далеко не каждому. Некоторые люди сознательно выбирают индивидуальные занятия с логопедом. В этом случае можно рассчитывать на полную конфиденциальность. Это даёт чувство защищённости и безопасности.

На индивидуальных занятиях можно:
  • получить больше внимания от специалиста
  • создать модель диалога “с глазу на глаз”
  • получить персональные рекомендации
  • детально разобрать и проработать трудные моменты с речью

Что представляют собой индивидуальные занятия?

Индивидуальные логопедические занятия — способ коррекции нарушений речи у взрослых. Преимущество индивидуальной работы состоит в том, что моделируется ситуация общения двух собеседников. Взрослый человек с нарушениями речи часто сталкивается с коммуникативными неудачами, когда использует устную речь при взаимодействии с другими людьми. Индивидуальные логопедические занятия помогают создать благоприятную обстановку для положительного коммуникативного опыта. Главная цель индивидуальной логопедических занятий - естественное звучание речи и накопление положительного опыта реализации речевой функции