Интонационные упражнения на индивидуальных логопедических занятиях

Интонация - это индивидуальный тон речи, которые может повышаться или понижаться, в зависимости от ситуации, в которой находится говорящий человек. При помощи интонации можно высказать свои чувства, пожелания, волеизъявление.

При нарушении плавности речи интонационное оформление устного высказывания затруднено, а эмоциональная выразительность приводит к усугублению проблем в речи.

Интонация - способ организации средств устной речи: силы звучания отдельных слов, темп речи, тембр, паузы и мелодия: восходящая и нисходящая.

Интонация предаёт устному высказыванию  особое семантическое и эмоциональное значение.

Повышение уровня компетентности в интонационных конструкциях определённого языка, помогает улучшить плавность и темпо-ритмическую организацию устной речи.

 

Дело в том, что это нормально - говорить с сильным чувством, не только со злостью, но и с любыми другими эмоциями. Вы можете даже получить восхитительный бонус, а именно: люди с заиканием, как правило, обнаруживают уменьшение количества ступоров, когда позволяют чувствам выходить на поверхность... Так происходит, когда мы на самом деле используем чувства, чтобы придать больше выразительности нашей речи. Джон Харрисон "Переосмысление заикания"

 

Интонационные упражнения

Задание: прочитайте вслух фразы, повышайте тон голоса на выделенных словах.

Перед началом работы можно выполнить упражнения для голоса.

 

Повествование

Это мой друг. Его зовут Павел. Ему двадцать лет.  Он поступил в университет. Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре. Павел будет жить в общежитии. Он будет обедать в студенческой столовой.

 

Утверждение

Это мой друг. Его зовут Павел. Ему двадцать лет.  Он поступил в университет. Он будет учиться на педагогическом факультете. Он будет изучать русский язык. Он студент первого курса. Семестр начинается в сентябре. Павел будет жить в общежитии. Он будет обедать в студенческой столовой. Если бы он не был студентом, то не жил бы в общежитии, и не обедал бы в студенческой столовой.

 

Вопрос

Кто ваш друг? Это ваш друг? Это ваш друг?! Сколько ему лет? Ему двадцать лет? Ему двадцать лет?! Как его зовут? Его Павел зовут? Его зовут Павел?! Куда он поступил? Он поступил в университет? Он поступил в университет?! На каком факультете он учится? Он учится на педагогическом факультете? Он учится на педагогическом факультете или отделении? Какой он будет изучать язык? Он будет изучать русский язык? Он будет изучать русский язык или литературу?! На каком курсе он учится? Он учится на первом курсе?! Он учится на первом курсе? Когда начинается семестр? В сентябре начинается семестр? Семестр начинается в сентябре?! Где он будет жить? Он в общежитии будет жить? Он будет жить в общежитии?! Где он будет обедать? Он будет обедать в студенческой столовой? Он будет обедать в студенческой столовой или в кафе?!

 

Восклицание

Какой у вас друг! Какой хороший у вас друг! Какой он вам друг! Ему только двадцать лет! Павел — прекрасное имя! Он поступил в университет! Он будет учиться на педагогическом факультете! Он будет изучать русский язык!

 

Мелодекламация.

Задание: прочитайте стихотворение вслух с музыкальным сопровождением. Соблюдайте паузы, используйте интонацию для усиления выразительности звучания речи.

 

С.А.Есенин

Музыкальное сопровождение В.А.Моцарт «Концерт для фортепиано с оркестром №21»


   ***
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер,/
В шёлковом ше́лесте сне́жного шу́ма.//
В пе́рвый раз я в себе́ заме́тил -/
Так я ещё никогда́ не ду́мал.//

 

Пусть на око́шках гнила́я сы́рость,/
Я не жале́ю, и я не печа́лен.//
Мне всё равно́ э́та жизнь полюби́лась,/
Так полюби́лась, как бу́дто внача́ле.//


О, моё сча́стье и все уда́чи!//
Сча́стье людско́е землёй люби́мо.//
Тот, кто хоть раз на земле́ запла́чет,-/
Зна́чит, уда́ча промча́лась ми́мо.//

 

Жить ну́жно ле́гче, жить ну́жно про́ще,/
Все принима́я, что есть на све́те.//
Вот почему́, обалде́в, над ро́щей/
Сви́щет ве́тер, сере́бряный ве́тер.//

1925

 

Другие упражнения по совершенствованию интонационной стороны речи доступны в разделе "Коррекция нарушений речи у взрослых".

Автор упражнения - Шамардина Анастасия - логопед-дефектолог.